Off Road Master Club OffroadMaster.ru - клуб экстремальных автопутешествий, Нам с Вами по пути!   Трофи-рейд "Сибирский Марафон"

Сайт переехал!

>>Трофи-Экспедиции "Сибирский Марафон" \ СМ 2004 \ Легенды Тофаларии (часть 1)    

Автожурнал "Турбо"
Информационный спонсор

Соустроитель и генеральный
информационный спонсор:

Автожурнал "Турбо"

Информационная поддержка:

"Авторадио-Новосибирск"

"Радио-Шансон"

"Радио Новосибирск"

Газета "За Рулем Регион"

Спонсоры:

Автомобильные масла "Neste" - Авторейд

Производственная Фирма "Строп"

Компания "Фотоленд"

Выставочное Общество "Сибирская Ярмарка"

ООО "Рельеф-Плюс"

ЧП "Сарычев" - "Antex"

 

 


"Сибирский Марафон 2004. Легенды Тофаларии"

Автор статьи П. Мирошников.

Путешествие за сто бродов

Часть 1

На мшистых болотах Саянских хребтов

Останутся наши следы …

В психологических исследованиях часто используется так называемый опорный тест, когда испытуемому из нескольких ключевых слов нужно дать описание тому или иному событию. Если такой тест попросили бы пройти участников трофи-экспедиции "Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии", то их ответы наверняка в чем-то бы разошлись. Одним запомнились – вода и камни, другим - болота и веревки, третьим - мох и лебедки. Но совершенно точно, что у всех в ответах проступят и общие понятия: Команда, Сплоченность, Победа!

Чем дальше в прошлое уходят дни нашего путешествия, каждый час которого был плотно наполнен событиями - азартом борьбы и стремлением "идти только вперед",- тем острее понимаем, что же с нами тогда происходило. Лишь сейчас, дома, мы пытаемся дать взвешенную, реальную оценку проделанному – тому, что многие до нас считали невозможным. Тому, что позволило нам гордо сказать о себе: мы - "первопроходцы".

Передо мной на столе "пестрой скатертью" разложены фотографии привезенные из нашей очередной, недавно завершившейся трофи-экспедиции. Каждый снимок буквально "дышит" настроением тех дней. Люди, машины, природа. Запечатленные мгновения, образы словно излучают мощную и реально осязаемую энергетику нашего приключения. Их можно смотреть часами. Практически все, что происходило с нами в путешествии – и трудности, и радости, - нашли здесь свое отражение. Тут все, что подарила нам наша новая знакомая, загадочная и до конца не изведанная, ТОФАЛАРИЯ.

ТОФАЛАРИЯ - удивительная и загадочная. Расположенная в центральной части Восточного Саяна на площади более 21 тысячи квадратных километров, она и в наши дни остается малоизученной территорией. С Тофаларских заснеженных вершин берут свое начало 195 рек, которые бурными потоками устремляясь к долинам, прорезают в горных склонах глубокие ущелья. Здесь множество живописных водопадов и горных озер с кристально чистой водой. Здесь в лесах несчетное число диких зверей. Вдали от людей они чувствуют себя в совершенной безопасности. В реках и озерах косяки сига и хариуса. Здесь первозданная не тронутая человеком природа.

До сих пор Тофалария достаточно обособленный район. Не имеет закрепленных границ. Здесь нет дорог. На этой обширной территории всего три поселка - Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара, в которых проживает около тысячи человек. Половина из них тофалары или тофы один из древних народов Восточного Саяна. Самая малочисленная народность России, по данным последней переписи населения чистокровных Тофов насчитывается около 300 человек.

Административно Тофалария так и не оформилась в национальный округ. До середины 20 века существовала в качестве Тофаларского района Иркутской области. Сегодня входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области.

Подготовка к путешествию начинается задолго до старта экспедиции. Невидимая, но без преувеличения, решающая стадия любого приключения. Порой ремонт техники после только что завершенной трофи - экспедиции плавно переходит в подготовку к новому путешествию. Все тщательнейшим образом приводится в порядок. Составляются списки всего необходимого, что может понадобиться в походе. Добываются и самым подробнейшим образом изучаются карты местности, где пройдет маршрут очередной трофи-экспедиции. Принимаются во внимание географические, климатические и природные особенности тех мест. Только наивный подумает, что мы едем туда, куда ткнули пальцем на карте. Каждый маршрут это тщательно выверенный и досконально изученный план действий. Дорогу надо хотя бы приблизительно знать и к ней соответствующим образом готовиться (хотя наши "сильные" походы получились от обратного).

Организаторы трофи-экспедиции при разработке маршрута этого года, разделили его условно на три этапа: первый – от Новосибирска до Нижнеудинска (по трассе, могут ехать все желающие и продолжить свой дальнейший путь, к примеру, на Байкал, самостоятельно); второй - от Нижнеудинска до прииска Катышный, (сложный, но проходимый); третий - от Катышного до п. Верняя Гутара (самый сложный, еще никому не удавалось проехать его летом) и обратно.

До последнего дня приобретается, ремонтируется, восстанавливается техника. Закупаются продукты и запчасти. Проветривается, латается, обновляется туристическое снаряжение. Сверяются карты. Сушатся сухари. Перед стартом набирается такое количество "нужных" вещей, что требуется огромное мастерство и изобретательность, чтобы все это аккуратно разместить в машине.

Однако сколько бы времени ни отводилось на подготовку, его все равно никогда не хватает. Каждый год получается так, что, подготовка идет буквально до самых последних минут перед стартом. И все равно, кто-то что-то не успел, кто-то что-то не сумел… И мы уже понимаем - с этим бороться бесполезно. Это надо воспринимать как должное! Аккуратность и опыт приходят со временем.

Накануне старта - бессонная ночь. К утру все собраны - и машины, и участники. В глазах родственников, провожающих и представителей прессы мы должны выглядеть героями, которым все нипочем. А так хочется спать…

26 июля 2004 года. Старт трофи-экспедиции "Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии". Площадь перед цирком, традиционное место стартов всех наших экспедиций, украшенная клубными флагами и флагами экспедиции. Нарядные автомобили. Праздная публика, праздничное настроение. Если честно, это всех нас приятно порадовало. Из года в год наше путешествие приобретает все большую известность и по праву становиться одним из значимых событий в летней спортивной жизни Новосибирска. Как доказательство этих слов - журналисты представляющие практически все средства массовой информации Новосибирска, радиожурналисты и телевизионщики! Вопросы, вопросы, вопросы. Многих интересует: - Что же такое Тофалария? Где это и зачем мы туда едем? Что хотим увидеть или испытать? К сожалению, на многие из вопросов мы пока не можем дать точного ответа. По большей части своего маршрута мы едем в неизвестность. Конечно, кое - какая отрывочная (разрозненная) информация у нас есть, но полная картина проясниться только на месте.

Сколько машин и людей отправляется в путешествие? Вопрос, ставящий в тупик даже организаторов. Если на первые еще можно что-то ответить то количество техники и людей, отправляющихся сегодня в путь, - тайна для всех. Дело в том, что на площади, вперемешку с "боевыми" машинами отправляющимися в трофи - экспедицию стоят в одном ряду и "пестрые", клубные машины, провожающих. Кто-то собирается с колонной преодолеть только первый этап путешествия. В предстартовой суете подсчетом заниматься некогда. Точное число тех, кто пойдет на "категорийный" участок узнаем, пожалуй, только в Нижнеудинске.

В путешествии "Легенды Тофаларии" помимо Новосибирцев принимают участие два томских экипажа. Первый уже в Новосибирске, но на торжественном старте его, к сожалению, нет. На трассе между нашими городами у томского "ММС ПАДЖЕРО" "полетел" редуктор заднего моста. Лишь вечером, накануне старта, с горем пополам, он добрался до Новосибирска. Нужен срочный ремонт. Совместно с нашими ребятами томский экипаж объездил почти все работающие до позднего времени авторазборы, и ... удача улыбнулась, нашли то, что надо. Правда за ночь, отремонтировать машину не удается, придется "отхватить" еще день. Когда все будет готово, постараются догнать основную колонну. В поддержку Томичам оставляем одну из наших машин. Второй Томский экипаж должен к нам присоединиться под Мариинском.

Ровно в 11-00 дается Старт. Трофи-экспедиция "Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии" началась. В сопровождении милицейских машин, с включенными проблесковыми маячками, пестрая вереница "внедорожников" устремляется за город.

Короткая остановка в пригородном поселке Мочище. Заезжаем на небольшое поселковое кладбище. Здесь похоронен наш друг, член клуба, журналист, режиссер, путешественник, альпинист - Александр Горюнов, в 2002 году погибший в горах Тянь-Шаня при попытке покорения пика Победы. Возлагаем к его могиле венок. Поминаем Сашку минутой молчания. Прекрасный был человек. Пусть земля ему будет пухом.

И опять дорога. Число машин значительно поубавилось за счет повернувших домой провожающих. Разбиваем оставшуюся, но все еще длинную колонну, на несколько небольших групп, которым предстоит двигаться по трассе самостоятельно. Все вместе мы теперь должны встретиться на ночевке у реки Чулым перед Ачинском.

Недалеко от Кемерово "нас" становиться еще на две машины меньше. Идущая на первый этап "Тойота СУРФ" новичков клуба под, обещающим много сюрпризов, номером "13" терпит серьезную поломку - пробит картер. Через приличную дырку в моторе на асфальт сбегает все масло. До Байкала не доехал. Успокаивает, что произошло все это, относительно, рядом с домом и эвакуировать автомобиль будет не так проблематично. Еще раз убеждаемся, что мелочей при подготовке не бывает - все надо проверять и перепроверять. Экипаж "пробитого" расстроен "обломом", точнее - "проломом", но вида не подает. С ними остается экипаж их друзей, а вместе они намерены весело провести время. Желаем им веселого отдыха, а сами мчимся дальше - надо спешить.

Движение по трассе после нескольких бессонных ночей подготовки дается не легко. Монотонный гул мотора и ровная дорога убаюкивают "послаще" "колыбельной". Мучительная борьба со сном в каждой машине. Глаза неподвластные человеческой воле закрываются сами собой, накрепко склеивая веки. Бодрим и веселим друг друга переговорами по рации. К примеру, кто какие видит или видел "глюки". Например, про бородатого старичка стоящего у обочины, а потом прямо на ходу усаживающегося на капот машины или про водолаза перебегающего дорогу перед машиной в тех местах где даже лужи поблизости нет… Вспоминаем веселые истории из жизни и прошлых путешествий.

Добираемся до места первой ночевки уже в темноте. Ставим палатки и валимся спать без "задних ног". Даже с известнейшей в наших кругах личностью - пилотом знаменитой "красноярской шишиги", участником известных трофи - путешествий ("Ладога", "Арктик - трофи") Андреем Китаевым нет сил вести долгие разговоры, да простит он нас за это, мы просто "никакие" собеседники.

Следующий день запомнился "преодолением" Красноярска. Наш новый друг, из самых благих побуждений, чтобы не тащиться по длиной "объездной", предложил провести нас через город, напрямую. Отказать неудобно, и мы даем согласие. Эту гонку по запруженным автомобилями улицам города запомним надолго! Он на легком УАЗике впереди мы на перегруженных ТОЙОТАх да ИСУДЗИках еле поспеваем сзади. Пугая местных водителей, объезжаем пробки по "встречке", не успевая проходить под "зеленые" сигналы светофора идем под "красные", создавая дополнительные проблемы. Срезая перекрестки карабкаемся на бордюры… И уже совсем бестактно подрезаем модную БМВ с мигающим синим маячком заставив ее остановиться и пропустить наши машины спешащие к новым приключениям.

Стоит признать - Красноярск мы действительно проехали быстро!!!

Вечером этого дня мы прибываем в Нижнеудинск откуда начнется отсчет второму этапу нашего путешествия.

Подъезжая к Нижнеудинску, снова собираемся все вместе. Никто из наших в дороге не потерялся и не сломался. Это радует.

Воссоединенной колонной заезжаем в пригородный поселок Вознесенский, что в семи километрах от города. Уже поздно, но нас здесь ждут. И не кто ни будь, а уважаемый и известный человек не только у себя на Родине, но и далеко за ее пределами, Заслуженный путешественник России Алексей Усков. Экстремальный, легендарный сплавщик! Список "пройденных" Усковым рек просто впечатляет. Особого уважения заслуживают покоренные реки: Агнит, (приток Уды, 3 категория сложности), река Хайлама (4 категория), река Буркал (5 категория), река Менза (5 категория), река Хилкитой (5 категория), считавшиеся до того неприступными. Оцените (!), что преодолены они были Алексеем в одиночку!

В местном клубе туристов "КАСКАД", знакомимся с Усковым лично. Под помещение клуба Алексей отделил половину своего дома. Получилась, этакая штаб-квартира. Двери Клуба открыты для путешественников всех направлений и возрастов. За годы его существования здесь побывали "экстремалы" всех мастей – водные, пешие, теперь вот и автомобильные!

Алексей Усков неплохо рисует и что интересно среди земляков он больше известен как художник. Любимые темы - это природа Саян, мужественные люди, герои, идущие наперекор всем стихиям. Философ. У него своя точка зрения на устройство мира, в которой человек может жить пусть не вечно, но очень долго.

С Алексеем Усковым мы, были заочно знакомы еще до старта. В период проработки маршрута с ним несколько раз встречался, как со знатоком этих мест, президент нашего клуба Игорь Куликов. Алексей передал для нас видеокассету, на которой было снято продвижение автомобиля по верховому болоту. Ехал он не туда, куда планировали мы, но это позволило получить представление о том, что нас ждет в этих местах и к чему нужно готовиться. Помимо кассеты он предоставил нам карту района, где должен был пройти наш маршрут. До этого мы безуспешно пытались найти по разным каналам.

Об этом человеке можно рассказывать много. К сожалению, мы общаемся с ним совсем немного, но и за это короткое время он успевает произвести на всех нас сильное впечатление. Поехать с нами в необычное для себя автопутешествие он не может, уже есть договоренность идти со сплавщиками на трудный порог. Вместо себя предлагает проводника, отлично знающего эти места.

День в Нижнеудинске посвящаем самым необходимым делам. Заправке под "завязку" горючим из расчета - пробег до В. Гутары и обратно. Пополняем "продовольственную корзину". И (в который раз), проводим технический осмотр автомобилей, дабы окончательно убедится в исправности техники.

Наконец-то определилось число участников и автомобилей задействовано в трофи – экспедиции. Перепись "населения" и машин показала, что в путешествие отправляется 21 человек на 10 автомобилях. Добавляем сюда двух человек "команды проводника" и в итоге получаем 23 человека. Серьезное представительство. Два Томских экипажа планируют пройти только II этап, на III пойдут 8 "новосибирцев".

Список экипажей

Новосибирцы:

Куликовы Игорь, Валентина - ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР ПРАДО

Булгаков Олег, Абросимов Сергей - ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 80

Сухарев Александр, Нагорнов Андрей - ТОЙОТА СУРФ

Митрофанов Евгений - ТОЙОТА СУРФ

Селиванов Виктор, Людмила, Рождественский Артем - ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 71

Федюнин Алексей, Мирошников Павел - ИСУДЗУ БИГХОРН

Колмогоров Сергей, Пугачев Максим - ММС ПАДЖЕРО

Сиваракша Вадим, Панков Игорь - УАЗ

Томичи:

Гавриловы Сергей, Надежда - ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 80

Галузины Виктор, Анюта, Глумов Евгений - ММС РАДЖЕРО

В этом году с нами в путешествие едет "детский сад". Первый, самый юный участник экспедиции пятилетняя Анюта Галузина, которую на свой страх и риск с собой взял папа. Мы не понимаем и не одобряем поступок ее отца, однако идем на уступки, поскольку Томичи рассчитывают пройти лишь II этап маршрута, соглашаемся. Уже в дороге мы все к ней привыкаем и дружно заботимся. Она словно мышка, пока машины движутся или стоят на коротких остановках ее не видно и не слышно. "Появляется на свет" лишь вечером. На больших стоянках она занята сама с собой. Ни одного каприза от нее за все дни совместного путешествия мы не слышали. Совершенно никакой обузы. Игрушек в машине и детских игр на стоянках ребенку вполне достаточно.

Второй, сын нашего проводника, Женька. Десятилетний крепыш уже не просто едет с командой, он всячески старается ей помогать. Собирает дрова для костра, ловит рыбу, помогает таскать веревки и очень ответственно относиться к любому поручению. За путешествие, а с нами он прошел от старта до финиша, становится полноценным членом команды трофи – экспедиции. Интересно, что попал он к нам по воле случая. Перед тем как ехать к месту старта, заезжаем за проводником. Женька, при расставаясь с отцом, так расстроился, что не мог сдержать слез. Ему так сильно хотелось поехать с нами, что он ничего не мог с собой поделать. Никакие уговоры и аргументы не помогали. Тогда Валентина Куликова встала на стороне мальчишки и предложила взять его с нами. Даже тех пяти минут, что отвелись ему на сборы, не понадобилось, оказывается у него уже все было подготовлено! Честно признаемся - в путешествии, мы взрослые, завидовали ему; в такие годы попасть в такое приключение! О таком нам можно было только мечтать!

Нижнеудинск - городок на западной окраине Иркутской области, в 200 км от границы с Красноярским краем. Удачно расположен на оживленной транссибирской автомагистрали, которая проходит через весь город; по которой чуть ли не каждый месяц проносятся десятки путешественников, не избалован гостями. Многие проезжают через него, задерживаясь здесь лишь в крайних случаях. Нам же предстоит именно отсюда начать отсчет второму этапу путешествия. Для нас это формальность, а для местных жителей - событие. Два этапа "Сибирского Марафона", II и III, пройдут по территории их "земель", (Тофалария расположена на территории Нижнеудинского района), местам, с которыми многие из них знакомы не понаслышке: одни в той стороне работают, другие отдыхают. Там отличные места для рыбалки и охоты. Так, что понимаем - к трофи-экспедиции здесь будет повышенное внимание. К чему это вступление? Нижнеудинским городским комитетом по физической культуре и спорту совместно с городским отделением РОСТО был организован торжественный старт II этапа путешествия трофи-экспедиции "Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии". Устроители постарались с первой минуты сделать событие интересным и запоминающимся для нас и для себя.

29 июля. Старт в Нижнеудинске. После всего сказанного о том, какое это значительное и неординарное событие для Нижнеудинска, проводить нас дорогу должен был придти весь город. Конечно, было бы б-о-о-ольшим преувеличением сказать, что это было именно так, но народ присутствовал. Были представители местных СМИ, которые передали "горячую новость дня" на областные новостийные ленты, благодаря чему о нашем старте и путешествии смогли узнать жители всей (надеемся) Иркутской области.

На небольшой площадке у городского РОСТО устанавливаем машины. Украшаем клубными флагами и флагами спонсоров: не место красит человека, а человек место. Площадь оживляется. Подтягиваются зеваки. Торжественная часть. Обмен приветствиями. Теплые напутственные слова. "Официальные" лица желают нам отличной дороги и незабываемых впечатлений, успешного завершения трофи-экспедиции. От нас с "ответным словом" выступает президент клуба Игорь Куликов. Все, пора в дорогу. Быстренько сворачиваем флагштоки и флаги. Садимся в машины и под прицелами объективов фото и видеокамер "нарядным" строем покидаем площадь. Не все проходит гладко: выходит забавная ситуация когда у Виктора Селиванова заклинивает флагшток (под них мы приспособили обычные телескопические удочки). Быстро его сложить не получается и чтобы не отстать, и не задерживать колонну он засовывает капризное древко поперек салона через открытые окна. Так и поехал с выступающими почти на метр по обе стороны "палками". Все бы ничего, но рядом была автобусная остановка… Проезжая мимо пришлось сигналить… Надо отметить - реакция у людей в Нижнеудинске отличная. Пригибаются быстро. Сразу понимаешь - работает здесь спорткомитет. Смешно это было уже потом, а пока мы рады, что все обошлось. Никого из людей не стукнули ну и… флагшток цел!

По городу нас ведет ГАИшная машина с "мигалками". Встречные и попутные машины при виде стражей порядка шустро принимают на обочину. Объезжаем длинную вереницу стоящих машин и … попадаем под закрывающийся шлагбаум. Часть наших машин успевает проскочить. Остальные нет. Малоприятный расклад. Дежурный, выражаясь не шахматным языком, оказывается в "матовой ситуации" и замирает в нерешительности. Надо закрывать переезд, но опустив шлагбаум разорвет колону. Минуты, в течение которых наши машины пересекали рельсы, показались "стрелочнику" вечностью. За последней шлагбаум с шумом опускается и за нашими спинами проносится поезд…

Рубаниха, поселок, где нас оставляет ГАИ, дальше мы едем самостоятельно.

Видневшиеся на горизонте в голубой дымке Саянские горы быстро увеличиваются в размерах и вскоре встают перед нами зеленой стеной. Мы у их отрогов. Въезжаем в распадок между двумя небольшими грядами. Дорога, изгибаясь, ведет нас на подъем. Подъем то явный, то незаметный для глаз. Изменения высоты отмечаем по высотомерам. Иной раз кажется, что едем по ровной дороге, но показания приборов показывают движение вверх.

В этой части Саян больших гор нет, самая высокая точка Тофаларии - пик Триангуляторов (дали же название) - не больше 3 000 метров. Зато много воды: с небольших гор стекает бесчисленное количество ручьев и речек. Эти места излюбленный район для водных путешественников, сплавщиков всех мастей. Сыро. Часты дожди. Много болот. На протяжении тысячелетий вода застаивалась в распадках, зарастала мхом, который накапливаясь образовал верховые мховые болота. Нам еще предстоит столкнуться с ними вплотную и познакомиться с их непредсказуемым характером.

Поселок Рудный. Последний "крупный" населенный пункт (примерно 30 жителей) на маршруте. В этих местах еще с 1836 года добывали марганец, слюду. Щебеночная дорога проходит за домами. По рассказам нашего проводника, дорога до перестройки, была лучше, чем Московский тракт, - накатанная, гладенькая. Следили за ней. А сейчас все в запустении. После асфальта дорога нам действительно кажется так себе. Ухабы, камни, лужи. Разрушенные мосты, по которым мы не рискуем ехать, в целях безопасности объезжаем "рукотворные преграды" по воде. Скорость колонны падает до неприлично низкой 30-40 км в час. Едем и шутим, что если была бы награда за огромный вклад в OFF ROADное движение, то она обязательно должна была быть вручена Михаилу Сергеевичу Горбачеву.

"Все познается в сравнении". Забегая вперед, скажем, что на обратном пути эта дорога, показалась нам ровнехонькой автострадой. На ней можно было разогнаться до головокружительной скорости в 40 (!) километров в час. Мы "неслись" по этой дороге ночью и упивались ее гладкостью и скоростью движения.

Много интересных фактов и подробностей мы узнаем от нашего проводника Геннадия Павловича Сычева. Он пенсионер. В последние годы работал в геологии, а до этого был шофером. Дорос до начальника автоколонны обеспечивавшей транспортом организации занимавшиеся поставкой горючего, стройматериалов и продуктов в поселки Тофаларии. Как заправский экскурсовод, постоянно, что-то рассказывает, не отключаясь на перерывы в эфире, чем затрудняет общение между экипажами. Проводник действительно не плохо знает историю мест, людей живших и живущих здесь, а уж тем более дорогу. Перед тем как уйти на заслуженный отдых, часто ездил в Верхнюю Гутару, но только по "зимникам" (это понятно, считается, что летом туда не проехать).

Мы, вначале с иронией относимся к его подсказкам, типа "осторожно за поворотом сломанный мост" или "эту лужу лучше объезжать справа", "проедем горку, а за ней восемь километров накатом". Однако количество совпадений побеждает нашу "иронию" и к советам мы начинаем относиться всерьез. Прислушиваемся к ним и делаем то, что рекомендуют.

За поселком Рудный красивый, затяжной подъем на перевал горы Уляха. Дорога, как ниточка уходит круто вверх. Оторвавшись от основной колонны в поисках выразительных планов для фотографирования, идем на штурм первыми. Подъем настолько крут, что сидя в кабине мы видим только небо. Разогнавшись на прямом ровном участке, по инерции "идем" в гору. Постепенно скорость гаснет. Умная коробка автомат плавно регулирует нагрузку. Ровный натужный рев мотора. Машина, урча, ползет в гору. Наблюдаем за изменениями показаний высотомера- 900, 1000, 1 100 метров. На отметке приблизительно 1200 метров подъем заканчивается. С вершины открывается прекрасный вид на окрестные заросшие лесом соседние горы. Полоска дороги рассекает "зеленое море тайги" надвое. Колонна машин сверху напоминает большую, изгибающуюся гусеницу. Фотографируем, отдыхаем и оглядываемся. Прекрасный вид на окружающие нас горы. Вершины, все примерно одинаковой высоты, густо заросшие лесом. Где-то вдали у горизонта странной формы облака: а может это вершины гор?

Долгий петляющий пологий спуск с перевала.

В 77 километрах от Нижнеудинска поворот вправо. Съезжаем с дороги на разбитую колею. По словам проводника от этого места заканчивается "приличная дорога" и начинается направление! Все, мы вступаем в схватку с бездорожьем. Теперь нас ждут камни, колея, броды. По этой дороге ходят только "УРАЛы". Здесь - начало категорийной дороги.

То, что это не пустые слова мы понимаем с первых метров. Большие валуны. Колея под УРАЛовские колеса. Длинные глубокие лужи - ванны. Скорость, и без того низкая, резко падает. Теперь штурманам экипажей приходится идти рядом со своими машинами "прокладывая" для них путь. Лезть в бесконечные лужи, чтобы узнать: насколько они глубоки, нет ли на их дне больших камней? В "выигрышном" положении первая машина. Перед ней еще что-то видно в чистой воде, но "выгода" эта условна. Поднятая по неосторожности со дна мутная взвесь скрывает все, что на нем находиться непроглядной пеленой. Поэтому "подозрительные" лужи внимательно изучаем, обходя их по краю. Если лужа сильно "замусорена" приходиться вытаскивая из нее камни освобождая проезд,.

В нашей команде машины не равнозначные. С большим дорожным просветом ТОЙОТЫ и иже с ним УАЗ, проходят, подобные преграды легко, а вот низкие ММС ПАДЖЕРО, ИСУДЗУ доставляют массу хлопот своим экипажам. Пока дорога – они едут. Встретятся препятствия - крадутся. "Капризны" к большим камням. Оберегая днища от ударов, идем перед машинами, отбрасывая крупные камни в стороны. Что это за работа, когда кругом одни камни, - думаем объяснять не нужно. В дальнейшем (по нашему плану в начале III этапа), будет разбит базовый лагерь, где останутся "слабые машины". Дальше пойдут "проходимые", соответствующе подготовленные, машины.

Колонна из десяти машин сильно растягивается. Замыкающим приходится подолгу ждать, пока не пройдут первые. От томительного ожидания нервы не выдерживают, и начинаются различные поиски объездного пути, попытки проскочить вперед. Иногда это удается. Но вырвавшись вперед на десять- двадцать метров все равно приходится ждать, что бы занять свое место в колонне. Такие "рысканья" своего рода развлечения. Иногда они удачны, хуже, когда "искатель легких путей" садится так, что приходится спасать его из грязевого плена.

Устав ждать своей "очереди" "Дядя Саша" (Александр Сухарев и Андрей Нагорнов) идет на прорыв через огромную лужу, которую впереди идущие старательно объезжали. Встряли - самое подходящее выражение! Попытались тянуть себя лебедкой вперед, но лишь сильнее погрузились в топь. Ни туда, ни сюда. На выручку рванулся УАЗ, но после нескольких безуспешных попыток сдернуть засевшего веревкой сам закопался – "разбуровил" под собой вязкую почву и крепко сел.

Теперь "спасать" приходится две машины. На подмогу "подтягиваются" два 80-х КРУЗЕРа с лебедками. Место узкое. Болотистое. Кругом деревья. Что бы занять удобную позицию пришлось пропиливаться через лес. Вытянуть ближайший к ним УАЗ с первого раза не получается. На второй попытке высокий "бобик" чуть не ложиться на бок. Подбежавшие на помощь успевают повиснуть на поднявшемся борту, чтобы удержать машину. Топь с большой неохотой отпускает добычу, и та, оставляя за собой глубокую колею, выкатывается на твердую почву. Теперь очередь СУРФа. "Бабка за дедку". Лебедки гудят от натуги. Тросы натянуты как струны. Срыв и… машина поддалась. Медленно скользя по грязи, движется назад. Ее тоже приходиться отвешивать - очень большой крен. "Вытянули репку".

Возимся долго, но извлекаем для себя ряд уроков. Что поделаешь - набираемся опыта. Первое "крещение" грязью надолго остужает пыл проскакивать вперед. В этот день получаем для себя еще несколько уроков. Усвоили, что такое УРАЛовская колея и как ее проходить. Надо двигаться одной стороной по бровке а другой - по накату(бугорку), остающемуся между колес грузовика. Узнали, что вода в лужах разная. По температуре. Хорошо когда вода не проточная - она теплее той, что собирается в колее, стекая из ручья или родника у дороги. И тех и других здесь несчетное количество. Вода от них в ваннах такая холодная, что сводит пальцы. Приходится терпеть.

Меняем тактику - низкие машины идут за первой, высокой, которая по чистой воде иной раз "может определить" большие валуны на дне. Важно идти за ней след в след. Опять же и штурманам вместе проще зачищать дорогу.

Сложности добавляют дожди – короткие и проливные. Вода сверху, вода снизу. Один, с крупным градом - загоняет штурманов в машины. Лужам и ручьям теряем счет, они становятся привычными деталями пейзажа.

Уже темнеет, когда мы минуем пустую деревню Ерма. Раньше в ней проживало несколько семей, работал участок заготовителей. Сейчас здесь изредка останавливаются охотники да сезонные рабочие во время сбора ореха. Решаем в темных, неприветливых домах не останавливаться, а проехав насколько можно дальше заночевать в лесу. Очередное испытание нас поджидает при попытке выехать за деревню. Глина, необычного фиолетового цвета, после прошедших дождей становиться ловушкой для наших машин. То, что это "поле боя" и для УРАЛов, видно по вывернутым горам грязи, колеям от огромных колес. Они, как окопы с причудливыми траекториями, тянутся на много метров. Не проехать. "Тыкаемся" по разным сторонам. Везде одно и тоже: непролазная, липкая, скользкая фиолетовая глина. Понимая, что в лоб противника не взять, идем на хитрость - пытаемся пройти по самому краешку между полем и кустарником. Получается! Первые машины проходят, но оставляют после себя "перепаханным" и превращенным в грязь тонкий слой твердой почвы. Но это уже не так страшно. Длинной веревкой, буксиром вытягиваем оставшиеся машины на твердый участок. Среди нас даже есть герои, которые, не прибегая к помощи товарищей, проходят "линию обороны" самостоятельно.

Ночуем в лесу, довольствуясь небольшим участком ровной площадки, которую смогли обнаружить в темноте. От усталости просто валимся с ног. Вымотаны. Это будет теперь наше привычное состояние по вечерам на протяжении ближайших 20 дней.

Утром - снова в дорогу.

Тайга. Суровые места, суровые таежные законы. Подтверждение тому истории связанные с тем или иным участком дороги, которые вспоминает проводник. Крест на кедре. На этом дереве, лет двадцать тому назад, повесили вороватого бригадира заготовителей. Прознали работяги, что кидает их начальник. Скорые на расправу привели они свой суровый приговор в исполнение. "А не воруй". Этот крест потом жена экс - бригадира попросила вырезать. В назидание и укор - и тем, и другим.

Не успеваем отойти от истории о несчастной судьбе бригадира, как новый рассказ. Полуразвалившиеся строение несет с собой другие воспоминания. В этом охотничьем домике, где - то в начале восьмидесятых, нашли мертвого китайца, который занимался в этих краях заготовкой лесных трав, грибов да орехов. Безобидное вроде дельце. Но, как позже выяснилось, под маской добропорядочного "Дерсу Узала" скрывался "черный старатель" - расхититель государственных природных сокровищ. При осмотре нашли золотишко. Много ли, мало - никто точно не знает. Говорили, на счастливую старость как раз бы хватило. Шум по тайге пошел в ту пору большой. Пытались все узнать, где он столько намыл. Сам же он ничем помочь людям уже не мог. Добытое нечестным, преступным путем золото было возвращено государству. Все до крупинки.

Истории в тайге помнят долго. Какую память оставим о себе мы?

Встречаем идущие навстречу УРАЛы. На таких возят на работающие прииски вахтовиков, горючее. Эти уже возвращаются. Дорога нелегкая - один день туда, еще день обратно. Сутки дома и в новый рейс. Наша скорость на порядок медленней чем у них, а поэтому встречаться будем часто. С некоторыми водителями успеем даже познакомиться. Встречаясь, приветствуем друг друга. Иногда останавливаемся поговорить. Нас интересует, что ждет там, впереди. Высокий ли уровень воды в реках, какой прогноз погоды обещают на ближайшие дни? Ответы малооптимистичны. После прошедших в горах дождей вода значительно поднялась. Пройти–то мы пройдем (на этом этапе), но будет нелегко. И то радует, что не отговаривают. А уровень воды в реке не постоянный, напрямую зависит от дождей. Дождь прошел - вода поднялась, дождей нет – спала.

Благодаря УРАЛам одинокими себя в "диких краях" не чувствуем, но в любом случае надеемся только на себя.

Очередной перевал и спуск к берегу красивой быстрой речки Мадека. Несколько деревянных домиков. Заимка Половинка. Названа так потому, что расположена примерно на середине пути от Нижнеудинска до прииска Покровский. На прииске идет активная добыча золота. Круглый год к нему идут машины, подвозя все необходимые материалы. Зимой водителям положено останавливаться здесь на ночлег. Зимние дни короткие. Летом машины проходят Половинку без остановки. Успевают обернуться засветло. В любое время года, если что-то произойдет в дороге, надо "тянуть" до этих домиков. В общем "Половинка".

Проходим в брод речку Мадэка, а за ним, в долине, еще несколько небольших речек и ручьев. Опять выходим на небольшой перевал, всего 1000 метров. Высоты водораздела реки Уда и Малая Бирюса. Идем вдоль ручья Иргада. На перевале граница Тофаларии! Ни пограничных столбов, ни обозначений. Граница условная. Скажем честно, мы рады, мы добрались до загадочной для нас земли! Нам все вдруг начинает казаться необычным. Лес, камни, вода, цветы… В этих местах, в трех поселках, проживает самая малочисленная народность России - Тофы. Теперь наша "задача максимум" - доехать до одного из них, поселка Верхняя Гутара, и вернуться обратно.

За перевалом проходим еще две речки: Первая и Вторая Белая. Подъезд к ним по ручьям.

Речки, ручьи, и опять речки, ручьи. Подъемы, спуски. Потерян им счет. После очередного каменного спуска перед нами река посерьезней - Джугояка. Брод будет сложным. У самого берега глубоко. Вода по "капот". Есть второй заезд в реку, он помельче, но сложнее. Вязкий глинистый грунт. Что будем делать, если машины "засосет" на глубине?

Готовим машину к броду. Герметизируем двери. Закрепляем вентиляторы - во избежания удара "крыльчатками" об воду. Штурманы прокладывают коридор, выковыривают большие камни со дна реки, определяют траекторию проезда между несколькими валунами. Их проще объехать, чем убирать. Используем проверенную "технологию" - первой идет большая мощная машина. На том берегу привязываем к ней длинную страховочную веревку. В случае чрезвычайной ситуации, допустим, застрянет машина на середине реки, будет тянуть ее на свою сторону.

Сильно волнуемся, но - преодолев брод тремя первыми машинами, немного успокаиваемся - не так это и страшно.

Ждем остальные. Метров через пятьдесят новый брод - Джугояка впадает в Малую Бирюсу. Дно у слияния двух рек не ровное, мелкая, сыпучая галька. Валы, намытые сливающимися быстрыми потоками. У противоположного берега перед самым выездом омут. После проезда первого брода мы горим азартом, нам кажется все в этом месте проходимо. Забыты первые уроки, у всех "Ура - настроение". Оно быстро улетучивается после встречи с действительностью. Казалось бы, глубина нормальная, ровные камни, но не всем удается пройти - машины садятся. Вязнут. Тяжело груженные закапываются в мелкий рыхлый камень. "Страховку", конечно же, никто привязать не подумал. Штурманы бросаются толкать машины. Пробуксовывающие колеса фонтаном холодной воды обливают толкающих - с ног до головы. Сухих уже нет. Азарт борьбы. Плечо товарища. И машины преодолевают брод! Все, мы на берегу Малой Бирюсы. Завтра весь день мы будем идти вдоль, точнее, по ней. Впереди нас ждет больше тридцати бродов. Уже вечереет. Сейчас мы встаем лагерем. Отдыхаем после очередного дня, сушим вещи.

Первый выход в эфир походной радиостанции. Радист, Максим Пугачев, передает в Новосибирск последние сводки с маршрута. Связь неустойчивая, магнитные бури забивают эфир помехами- щелчками и шипением, но можно разобрать, что за нашей экспедицией следят и ждут с нетерпением информации.

Сидя у жаркого костра, мы не ощущаем холода. Но он есть. Утром, перед восходом солнца многие, замерзнув, вылезают из палаток. "Ранние пташки" с удивлением обнаруживают, что вода оставленная в чайнике, в чашках, в канистрах – застыла, покрывшись коркой льда. Вещи оставленные для просушки заиндевели. Покрылись инеем. На градуснике столбик термометра замер на отметке –5 (?!) градусов. Ничего себе начало! Это только 1 августа. Короткое было здесь лето. Путешествие обещает быть экстремальным.

Стоит появиться первым лучикам солнца, в воздухе теплеет, теплеет на душе. Испаряются грустные мысли. Оттаивают одежды и тела. Пока мы складываем палатки кое, что из вещей даже успевает подсохнуть.

Пока мы сворачиваем лагерь, происходит знакомство с местными Нижнеудинскими ребятами приехавшими сюда порыбачить. Они услышали о нашем путешествии и специально завернули в нашу сторону, чтобы познакомиться, но считали, что за прошедшее время от старта, мы должны были уехать намного дальше. С интересом рассматривают наши, на их взгляд "хлюпенькие" для этих мест, машины, мы их "УРАЛ". Шедевр народного автомобильного тюнинг - творчества - "офф роад супер пупер". Опишу вкратце. Лифтованый а-ля "эйфелевая башня". 5 сантиметровые проставки под кабину. Проставки под усиленные рессоры. Стальными листами - защитой прикрыты уязвимые места днища и двигателя. Дуга – кенгурин. Шноркель - воздухозаборник. Люстры – фары. Чтобы попасть в кабину нужно взбираться по лестнице. Кунг утепленный. Внутри сооружен топчан. Есть печурка- "буржуйка".

Загордившись, показывают нам, как нужно ездить по рекам. Взревев двигателем и пустив столб дыма, "автомонстр" влетел в Малую Бирюсу, подняв столб воды выше крыши. Поднимая и рассекая водную гладь, как торпедный корабль, пошел по руслу. Открыв от восхищения рты, наблюдаем за "полетом монстра" по таежным просторам. С такой техникой мы бы уже сегодня вечером были на финише II этапа. Но у нас свой интерес. Свои тоже не слабые, только маленькие (по сравнению с этим "монстром"), "внедорожники". Под впечатлением от увиденного не отказываемся от предложенной на "брундершафт" самогонки. За знакомство! Экипаж "монстроУРАЛа" видимо встречу с нами начал отмечать заранее, так как после продолжать движение был уже не в силах. Остается на берегу. Оно и к лучшему. Мы спокойно едем без навязчивого сопровождения. Машина, которая нас поразила, конечно, техника серьезная, однако ни одна, даже такая подготовленная, ни разу не доезжала до поселка, куда стремимся доехать мы - не всегда все решает техника, какой бы мощной она ни была. Этому утверждению было подтверждение. Но об этом дальше.

Наша дорога идет по руслу Малой Бирюсы. Сначала мы броды считаем, 5-10-15-20, но потом просто сбиваемся со счета. На первых переправах дно, в основном, отличное - ровный мелкий речной камень. Но встречаются участки, где крупные камни: булыжник, валуны. Идем против течения. Стараемся придерживаться перекатов. Там где мельче, видны крупные камни, успеваем вовремя объехать. Река вьется змейкой. Мы даже шутим - что наша дорога практически прямая, просто Бирюса сильно петляет. Чем выше мы поднимаемся, тем характер реки становиться суровей - броды глубже, течение быстрее, камни больше. В этом есть доля истины. В горах идут дожди. Это они влияют на уровень и характер реки. Штурманы целый день проводят в холодной воде борясь с течением. Погода не на нашей стороне периодически идет дождь. Сверху вода, снизу вода. Все промокли до нитки. Тяжело идти против течения. Кажется, что конца и края нет этой воде. Дает о себе знать накопившаяся за день усталость. С трудом переставляются "опутанные" течением ноги. На дне не надежная опора - скользкие камни. Все уже не раз потеряв равновесие "окунулись" в воду. Сухих среди нас уже нет. Но красивые места, и выглядывающее теплое солнце, окрашивающее все вокруг яркими, радостными, теплыми цветами. Желание идти только вперед. Участки суши как островки счастья. Проехать на машине 100-200 метров просто праздник, 500-1000 – рай!

Примерно за тридцатью бродами деревня Бухарино, отделение Тофаларского КООП зверосовхоза. Деревня сильно сказано. Заимка. Семь маленьких домиков и один большой. Жилой. Несколько амбаров-складов. Постоянных жителей два человека. Начальник участка Прижельник Борис Александрович и его супруга Тамара. В маленьких домиках живут приезжающие из окрестных поселков на сезонные работы рабочие. По видимому в Бухарино есть "аэропорт". Хотя явных следов присутствия авиации не видно причастность к ней выдает высокий шест с полосатым "чулком" торчащий среди высокой травы на краю, скорее всего, взлетного поля.

От Бухарино идут "дороги" на тофоларские поселки Алыгджер и Нерха. Сюда они приходят на работу - всего два дня пути на лошадях или оленях.

После небольшого общения едем дальше. Первые тридцать бродов были цветочками по сравнению с оставшимся десятком. Теперь нам предстоит пройти несколько участков не поперек, а вдоль реки.

Сложности добавляли огромные валуны и садящееся вечернее солнце, бьющее всей своей силой прямо в глаза. Зеркальная гладь реки. Свет, отражаясь от воды, слепит. Ничего не видно. Даже указывающих дорогу штурманов. Подмокло сцепление на ПАДЖЕРО и он встал. Прямо в воде. Ни туда, ни сюда.



Страницы: (5) описание | [1] | 2 | 3 | 4

<< назад | вперед >>


  1998-2011 © Off Road Master Club
  Design by O$Tank    E-mail для контактов: Komandor