Памир (часть 2)

День 11

Активная дневка – очень насыщенный, и запоминающийся день. Ваханская долина  одно из интереснейших мест на земле. Живописная долина названа так по имени протекающей по ней реки Вахандарья, впадаюшей в легендарную пограничную реку Пяндж.



В 20-ти км. от Намангути, на высоте 2720 м. находится маленький поселок Даршаи, ничем не отличающийся от других поселков Ваханской долины. Даршаи стоит на месте впадения в Пяндж небольшой речки Дараи Даршай текущей в глубоком каньоне.


Прямо с дороги по правому  берегу каньона мы поднялись к развалинам небольшой старинной крепости. Место расположения крепости было выбрано идеально, она контролировала древний караванный путь.




Проехав 5 км добрались до места вчерашней сели. Коза попала в жижу спустившийся с гор грязи.

Устроили спасательную операцию.  Саша Останькович рьяно кинулся ее спасать, Игорь Ситников ему на помощь.




Хозяйка козы, увидев такое, отошла далеко в сторону, и наблюдала со стороны. Что у нее в этот момент было в голове, навсегда останется неизвестно.  За – то после успешной спасательной операции она долго кричала нам спасибо, пока мы не уехали.
К 12 часам мы добрались до кишлака Ямчун это одно из самых интересных туристических объектов Ваханской долины. Ямчун находится в 90 км. к востоку от районного центра Ишкашим.


Одной из  достопримечательностью Ямчуна является знаменитый горячий источник Фатима-Биби. Как и любое место на Памире, источник связан с семьей пророка Мухаммеда ( Фатима – жена пророка), и если даже откинуть все связанные с ним легенды, он на самом деле, обладает чудодейственными свойствами. Температура воды в источнике круглый год превышает 40 градусов Цельсия. Содержа радон, а также массу других полезных элементов, она применяется для лечения многочисленных заболеваний. Источник бьет из скалы глубокого узкого каньона из двух мест, называемых рукавами одежды Фатимы. Эти “ рукава ” на самом деле образовались разноцветными (зеленый, желтый, коричневый) отложениями минералов, присутствующих в воде. Температура воды в источнике  очень комфортна для организма.


Надо отметить, что в Таджикистане мужчины и женщины не могут ходить в одну ванну, не под каким предлогом. Все источники посещаются без всяких купальных принадлежностей, в отдельных ваннах.


Около кишлака на возвышенности, защищенная с 3-х сторон естественными глубокими каньонами, стоит самая мощная крепость Ваханской долины. Крепость имела три кольца двойных стен длиной до 950 м. и шириной до 400 м. с 40 башнями, с цитаделью на возвышенной части и производит неизгладимое впечатление своей грандиозностью. Многие стены крепости восстановлены. Ученые считают что крепость Ямчун была построена более 2000 лет назад. Другие имена крепости Ямчун - Кяфир-Кала ( крепость неверных ) или Замор-и-Оташ-параст ( замок огнепоклонников ). На территории крепости находился зороастрийский храм. Это подтверждает доисламский возраст крепости. С крепости открывается великолепный вид почти на половину Ваханской долины и горы Гиндукуша.  






Вид с крепости на Афганистан




У нас с Ямчуном  теперь связаны свои легенды. Вернее их две. И обе связаны с усилением, и приездом президента на Памир…



Не забыв пообедать

Мы продолжаем свое путешествие по Ваханской долине.

Только не все члены команды могут с удовольствием созерцать красоту этих мест. Нас потихоньку начала косить «говняшка»,  несколько человек из команды лежали с температурой 39   тошнота, понос.
К 16 часам мы добрались до Кишлак Ямг, в котором проживал местный ученый - самоучка, богослов, каллиграф, музыкант, поэт, изобретатель - Суфи Мубораккадам (1843 - 1910 г.). За его природную гениальность его часто называют Муборак Ваханский, "Леонардо да Винчи из Ямга". Он прожил не долгую, но наполненную добрыми делами жизнь, ни куда не выезжал и умер в родном кишлаке.

Посещение музея.







На просторной поляне, рядом с его домом до сих пор стоит вертикальный камень с отверстием (солнечный календарь)
Исследования каменного календаря
В 17 часов Кишлак Вранг. Удивительное и единственное на всем Памире место, где над селением, на высоком утесе раскопан культовый буддийский комплекс IV-VII веков, состоящий из трехступенчатой каменной ступы, возвышающейся над двором, окруженным высокой стеной с башнями.


Рядом со ступой на крутом склоне горы виднеются вырытые пещеры - гроты в которых жили монахи. Ученые предполагают, что здесь располагался один из центров буддизма, тибетского толка.

У кишлака Лянгар берет начало могучая река Пяндж.  Образованная слиянием двух рек:  афганская Вахандарья впадает в более полноводную  таджикско-афганскую  реку Памир.

Замыкает таджикскую часть Ваханской долины крупный экзотический кишлак Лянгар. Это– самое высокогорное селение на Южном Памире в Ваханской долине, расположено на высоте 3000 метров над уровнем моря. Здесь всегда прохладно и ветрено.

Лянгар со. всех сторон зажат шеститысячниками Памира и Гиндукуша.



Чуть выше Лянгара долину Вахана запирает крепость Ратм, стратегический форпост, построенный еще в Кушанскую эпоху.





Похоже, что с Афганской стороны напротив крепости Ратм тоже стоит крепость. Что не добавляет уверенности в безопасности. После кишлака начинается подъём.

У 11 экипажа проблема с электрикой. Оставляем решения проблемы до ночлега, и ищем тот самый ночлег. Находим пристанище возле домика дорожников на трассе, в 10 км от Лянгара. Высота 3550м.


Вскрытие генератора у 11 экипажа показало, что стерлись щетки генератора, замена щеток решила все проблемы с электрикой.
Пробег 140км.

День 12

Всю ночь шел дождь. Температура ночью  +4, утром +8
Начинается Восточный Памир – самое высокое после Тибета нагорье в мире. Это мир разреженного воздуха, бездонного неба и словно заснувших вечным сном гор. На сотни километров тянутся здесь каменистые пустыни, где почти ничего не растет, где нет ни зверя, ни человека, где влаги выпадает меньше чем в Сахаре. Странные, какие-то неземные пейзажи.

На подъеме на перевал Харгуш  на  высоте 4200

у 13-го отломило ухо крепление балки.

Достаем балгарку, сварку, берем шайбу. И крепление как новое.

Но высота делает, свое дело, все движения даются нелегко. 11-й тоже не терял времени и прикрутил отвалившейся торсион.  Просто от тряски открутился и потерялся болт крепления торсиона. Закончив ремонт, начали движения, но ненадолго.

Оторвавшаяся балка успела перекоситься, и  погнуть заднюю стойку у 13-го экипажа.
Как только тронулись, стойка сломалась. Оторвало резьбу штока. Опять полевой ремонт. Болгарко-сварочные работы.

С помощью балгарки, сварки, гайки, Жени Шальнева и какой-то матери готовы новые стойки. Отремонтировали сразу две стойки, одну положили в запас.
После обеда  добрались до Озера Яшилькуль (в переводе с тюркского «Зелёное озеро»). Названо так по темно-зеленому и бирюзовому цвету воды в озере.


И считается одним из красивейших озер Памира. Озеро образовалось много сотен лет назад в результате обвала, вызванного сильным землетрясением, запрудившего долину реки Аличур. Озеро Яшилькуль расположено на абсолютной высоте 3734 м, температура воды в озере не бывает выше +14 градусов С. Вода чистая и прозрачная. На берегу озера находится горячий сероводородный источник Иссык-булак.«На источнике оборудовано место для купания с настоящей фаянсовой ванной…», так пишет наш путеводитель.  На деле ванна оказалось НАСТОЯЩЕЙ обычной ванной, вода в источнике, чуть теплая.





Источник сильно загажен, не смотря на то что, оз. Яшилькуль  и Булункуль  находятся в нац. парке. Стоимость пропуска, в который 200 руб.Съехали на берег озера. Нашли прекрасную поляну, и встали на ночевку.  

Пробег 140км.  

День 13

День  встретил нас солнечным, но холодным (+10С) утром.
Движемся по  Аличурской долине, на территории которой  в основном проживают этнические киргизы. В 13,5 км. От Аличура  находится источник «Ак-балык» (белая рыба).Он примечателен тем, что в прозрачном источнике чистейшей воды, диаметром около 10 метров, проживает очень большое количество форелей. Они не пуганы человеком, и при  появлении людей подплывают к берегу в ожидании подкормки. Для местных жителей данный источник считается священным.

В 20 км от источника у нас опять полевой ремонт. У 11-го экипажа открутилась крышка багажника, у 123 открутилась опора двигателя. Виновник обеих поломок дорога виде стиральной доски. 20 минут, и мы продолжаем движение. Но ненадолго. У 13-го ремонт теперь правой стойки – замена на ранее сваренную запчасть.

И поехали, поехали, поехали...


К обеду мы добрались до Мургаба.

Как всегда в крупных населенных пунктах заправка. Но от Памирских они ни чем не отличаются.

Качество все тоже. Поэтому все как один, наученные горьким опытом, сначала заливают «Активатор Топлива».

Быстрые походы по магазинам, и выезд из города в сторону источников Эли-су. Территория нац. парка. По долине реки Мургаб.



Но, до источников добраться не удалось, очередной селевой поток смыл дорогу к источникам.

Пообедав за кишлаком  Ак-Тал,  поворачиваем обратно.

Незаметно возник и сопровождал нас до самой Киргизии частокол, щедро обмотанный колючей проволокой.  А за ним полоса. Странно, но на картах генштаба граница четко проходит по вершинам  хребта, а не по долине в ГБАО. За границей даже оказались вершины с советскими названиями, такие как пик Красных Командиров.

В 18-30 Мы добрались до одной из ключевых точек нашего путешествия перевалу Ак-Байтал (белая кобыла), на высоте 4655 м. Расположен в водораздельной перемычке между хребтами Сарыкольским и Музкол, отделяющей верховья рек Музкол (басс. оз. Каракуль) и Юж. Акбайтал (басс. Оксу – Мургаба). Ак-Байтал является самым высокогорным автомобильным перевалом на Памире, а также на постсоветском пространстве. Для сравнения, наивысшая точка Алтайских гор – г. Белуха 4509м



Сказать честно, перевал явно обделен вниманием, там нет ни памятников, ни стел. Даже информационной таблички о рекордной высоте здесь, увы, нет. Зато открывается удивительный вид на долину.
Подъем на перевал со стороны Мургаба начинается с 4300. Поэтому никаких острых ощущений из-за перепада высот нет.


Очень сильно поразила температура воздуха +14С, можно свободно ходить в футболках. Фотосессия на перевале,



эксперимент с открыванием шампанского на высоте.


И  далее по маршруту…

Две туристки из Голландии, путешествующие автостопом, попросились подбросить их  до п. Караколь.


Интересный факт, они путешествуют по Памиру без пропусков в ГБАО (так что если очень хочется, то можно) Им так понравилась наша команда, что в Караколе они уже совсем не хотели покидать наш коллектив. Но, у каждого свой маршрут и распрощавшись с голландками, едем искать место для ночевки на берегу  оз. Караколь, которое тоже находится в Национальном парке.



Это бессточное высокогорное озеро на севере Памира в районе Заалайского хребта. Озеро находится на высоте около 3900 метров над уровнем моря. Это самый большой естественный водоем на территории Таджикистана. Его название переводится как «Чёрное озеро». Любопытной особенностью Каракуля является то, что берега озера на значительном протяжении покоятся на льду, лёд залегает и на дне озера. О том, откуда взялся лед, у ученых нет единого мнения. Каракульская котловина примечательна ещё и тем, что это самое пустынное место на Памире. Здесь выпадает меньше всего осадков, около двадцати миллиметров в год.   Находим уютное местечко на небольшом мыске, который весь покрыт солевым налетом. Не без приключений переправляем туда все автомобили, так как берега озера заболочены.


Вечером к нам пришли,  мягко сказать нетрезвые работники национального парка.  Услышав в ответ, приходите завтра,  ушли, а с утра так и не вернулись. Пробег 370км.  

День 14  

День встретил нас не очень теплой (+16С), но солнечной погодой.
Фотографы бегали с фотоаппаратами, и щелкали, щелкали, щёлкали. Остальные просто наслаждались  неописуемой красотой озера, и любовались  Заалайским хребтом с доминирующей вершиной пиком Ленина (7134 м)





Выезд с место стоянки был еще веселее, чем въезд. Одна за другой наши машины попадались в крепкие объятия солончаков.  


Закончив утреннюю зарядку с лебедками и веревками, мы устремились в сторону Киргизии.

Наш путь лежит через перевал Уйбулак (4278 м) в долину реки Маркансу – Долину Смерти. В давние времена эту долину называли "Долиной смерти". Это долина, где, куда ни посмотри – безжизненный галечник. Ни дерева, ни кустарника, ни травинки. Поднимается ветерок - и тут же начинается адская пляска: пылевые смерчи с воем пересекают долину. А по ночам сильные ветры поднимают в Маркансу даже гравий. Маркансу издавна считалась самым "гиблым" местом Памира. В средние века здесь проходил Великий Шелковый путь. Далеко не каждый доходил до цели. Мумифицированные трупы вьючных животных по всей долине находились вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Лишь после строительства автомагистрали они были убраны. Так, продвигаясь навстречу ветру, мы проехали долину Маркансу.

Мургабский район заканчивается Заалайским хребтом, где находится перевал Кызыл-Арт (4280м), на котором находится погранпереход Таджикистан-Киргизия. После прохождения границы Таджикистана, мы попрощались с этой удивительной страной и въехали на нейтральную территорию. Теперь можно с уверенностью сказать: Таджикистан – край высочайших вершин, стремительных бурных рек, неповторимых по своей красоте озёр. А тем временем нейтральная полоса.

Замена  порезанного камнем колеса у 13-го экипажа, что дало время остальным насладиться  пейзажами. «А на нейтральной полосе цветы - Необычайной красоты!...» Нашли памирские эдельвейсы, они странного (зеленого) цвета.

Встретили украинских, альпинистов, они шли пешком по нейтральной территории. Держали путь на пик Маяковского. Погранпереход Киргизии стоит у подножия перевала на высоте 3300 м. В 14 часов, после оформления всех формальностей мы в Киргизии. Красивейшие зеленые пейзажи, и идеальный асфальт.



Снежные склоны гор остаются далеко позади, а на их смену приходят пологие альпийские луга.
Невольно в голову приходят слова:
" Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов Разбросаны букеты."
                                                                             (И. Суриков)
Проходим два красивейших перевала «40 лет Кыргызстана» (3560 м) и Талдык (3615 м) и, медленно спускаясь, продвигаемся в сторону города Ош.

Заправились в Гулче, довольно крупный населенный пункт с множеством заправок. Ближе к вечеру прошли по пригороду Оша, и встали на ночевку за пос. Сафоновка.
Пробег 400 км.  

День 15

Утро балует нас теплой солнечной погодой.
Мы стартуем в сторону Нарына. Очень красивый участок дороги. Многометровые наборы высоты, узенькая дорожка с пробоинами, с одной стороны скала, с другой обрыв на километр свободного полёта. Красиво, но... После Дмитриевки поворот на Архангельское. Стоит пост. Вроде как лесничество. Экологический сбор с туристов 300 сом с машины (300р.). Собиратель налогов на русском языке не говорит, а жесты понять сложновато.

Крутой подъём, в аул Архангельское. После него начинаются бескрайние поля  подсолнуха,

а чуть выше красивейшие леса.

Опять подъемы и подъемы, через некоторое время проезжаем  заброшенный детский лагерь. Где то через 6-7 км с высоты 1800 м, начинается основной подъем на безымянный перевал вдоль реки Урумбаш 2994 м хребет Сары-Кыр. Дорога, времен СССР имеет название Kaldoma paz. К перевалу ведут 18 серпантинов.



На подъеме есть пара пригодных для питья ручейков.

На вершине перевала установлена стела, говорящая о том, что вы покидаете Жалалабатский р-н. Спуск с перевала проходит по 12 виткам серпантина. КРАСОТА! Открывающая картинка мешает рулить даже опытным водителям, привлекая их взгляд и отрывая от дороги.

Местами дорога вообще выглядит заброшенной, не смотря на присутствующих там работников, которые укладывали какой-то кабель. Где то после 2300 м появляются стоянки киргизов. Спускаемся к притоку р. Нарын. И  по пыльной грунтовке продолжаем свой путь. Спуски, подъёмы, мосты,

и вот мы проезжаем пос. Арал. Высота 1300.

Сразу за поселком начинается асфальт. Опять спуски и подъемы и через 12 км поселок Казарман. После Казармана по грунтовке, больше напоминающей стиральную доску, постепенный десятикилометровый спуск к реке. В 2 км. от поселка развилка: более длинная, но ровная дорога уходит налево, но путь искателей приключений пролегает по северному пути на Нарын, он короче но с большим перепадом высот. После капитального железобетонного моста через р. Нарын  начинается  подъем к аулу Додомол. Около 12 км плавно начинаем набирать высоту, потом на перевал Додомол. Перепад высот 600м. После высшей точки перевала, потеряв 100 м. высоты добрались до аула. Около 15 км. от аула дорога идет то вверх, то вниз. Мы, то набираем 100м высоты, то теряем 200. Очень сложный, но красивый участок дороги. Далее  начинается подъем на перевал Кара-Гуа. Высота 2760 м. На вершине перевала стоит стела, говорящая о въезде в Нарынскую область.

Спуск с перевала  походит по 23 виткам серпантина, много опасных мест.

Но, открывается великолепный вид на долину Нарына.


К вечеру мы добрались до небольшого городка Нарын. Заправка,

обмен валюты,

ужин.

На ночевку встаем не далеко от города на берегу красивой, шумной, но из-за большой воды грязной, р. Нарын.

Вечер закончился звуками гитары под треск костра. Пробег 390км.  

День 16

Очередной день с неописуемыми красотами. По уши влюблённые в Тянь-Шань, едем по древней долине реки Нарын, мимо редких кишлаков,

мимо монотонно жующих траву ишаков, мимо скорбных изысков мусульманских кладбищ. Поднимаемся вверх по реке до того места, где Большой Нарын, сливается с Малым. Теперь наш путь лежит вдоль Малого Нарына на север, к его верховьям.



Подъём по Малому Нарыну идет по красивейшему ущелью каньонного типа, поросшему тянь-шаньской тайгой.


Глубоко внизу шумит река. Колея перерезает почти отвесные склоны, заставляя замирать сердце на каждом повороте. Пожалуй, это самое живописное место на нашем маршруте.

Через 10-15 километров неповторимых красот выезжаем на ровное плоскогорье. На высоте 2700 м, в широком урочище Узун-Булак, несколько мелких речек, огибающих остатки скал позднего выветривания, собираются вместе, образуя Малый Нарын.

По правому берегу одной из них, Кара-Саз, продолжаем двигаться вверх.

Очередной ремонт стойки у 13-го. Высота 2750 м.

Остальные тем временем перекусили, а 121-й экипаж доехали до юрт и прикупили продуктов местного производства – кумыса, сметаны и курта. Объезжаем вершину Моло (3050 м) и по долине реки Болгарт



подъезжаем к речке Джилусу, на которой расположены горячие источники. Высота 3000 м.

Перед источником брод (0,5 м.), камни, сильное течение.

Купаемся в источниках. Гостеприимные хозяева предлагают приготовить барана. Пока еще источники не совсем оборудованы, только то ,что осталось от лечебницы со времен СССР.

Но их облагораживанием собираются заняться в ближайшее время. Попытка продолжить движение по маршруту. Но, тут Вартовск  объявил по рации, что две местные машины встали в броду. Возвращаемся к тому самому броду. Микроавтобус Мерседес не смог проскочить, брод, а Сурф в попытке его спасти сам угодил в объятия коварного брода. Сурф выдернули быстро, а  Мерседес  седел очень хорошо, пришлось повозиться. Да еще, очень некстати, заклинила трос лебедки у 121-го экипажа. С помощью лебедки, лома и какой-то матери Мерседес выбрался на волю. Собственно от источников  и начинается подъём на перевал Тассор. Длинными тягунами подбираемся к  реке Ашулуу-Тебе. Высота 3500 м.









Где и начинается подъем на перевал Тоссор.  

Вершины скрылись за густым туманом, видимость 10 м. температура опустилась к +10С.

Перевальный взлет преодолеваем на первой передаче, лавируя между крупными камнями, забираемся в мрачные облака.



На склонах гор в больших количествах растет «Тянь-Шаньская колючка».

Высота 3980 метра. Отсюда начинается почти беспрерывный спуск к озеру Иссык-Куль. Потеря высоты более двух километров. Сначала колея мелкими ломаными серпантинами проскальзывая между каменными глыбами и извиваясь змеёй, ведёт по моренным завалам. На спуске встречаем француза на необычном велосипеде. Его путь лежит с Алма-Аты. Свое путешествия он начал с конца июля, а весь маршрут рассчитан на 9 недель.

Затем, выбравшись на зелёнку, на высоте 2164м. спускается вниз крупными пологими виражами.

С середины спуска  стало угадываться озеро.

После узкого скального коридора,

выезжаем на берег Иссык-Куля в районе поселка Тосор.

Устраиваем лагерь на песчаном берегу, не далеко от поселка Каджи-Сай. Высота 1624м.

Весь южный берег озера распределен между местными жителями, видимо, с целью получения ими экологических сборов и других дивидендов с проезжающих мимо туристов. Этот незабываемый и тяжелый трудовой день заканчивается вполне заслуженным купанием, в красивейшем озере Киргизии – оз. Иссык-куль.
Пробег 175км.  

День 17  

Всю ночь шел дождик. Утром +16С.
После бодрящего купания отправляемся в путь.

Посещаем каньон «Сказка» с красной глиной, причудливыми холмами. Здесь под действием воды и ветра песчаные породы принимают всевозможные очертания древних замков и сказочных чудовищ.







Вдоволь насладившись каньоном, продолжаем свой путь по достопримечательностям южного берега Иссык-Куля, в сторону водопада Барскоон. Пасмурно, темпер +18. Высота 2134 м. Водопад Барскоон, или, как его еще называют киргизы, Барскаун, находится на южном побережье озера Иссык-Куль, в пойме реки Барскоон, протекающей по одноименному ущелью. На самом деле, здесь много живописных водопадов и все они носят необычные названия. Самым популярным водопадом является водопад под названием «Слезы барса». Почти со стометровой высоты здесь падает водяной каскад.



У подножия находится множество кафе, что дало возможность совместить приятное с необходимым. И полакомится местными блюдами – шашлыком, мантами, шурпой. Некоторые из участников решили посмотреть максимум. И попали на крутой спуск, поднимаясь с одного водопада к другому.

Успешно преодолев это препятствие, они вернулись к нам живые и здоровые, правда немного задержали старт. Есть в нашей компании вегетарианец, который тоже хотел местной экзотики. В ближайшем поселке, спрашиваем, где можно полакомиться фруктами прямо с деревьев. И местные с присущим им гостеприимством разрешили нам набрать абрикос прямо с деревьев бесплатно.

К вечеру мы добрались до Каракола. «Разграбили» сувенирную лавку, заправились и поехали искать место для ночевки. Встали на ночлег – п. Михайловка, залив Пржевальский. Шел мелкий моросящий дождик, совсем не мешавший нам наслаждаться красивыми видами, купанием, треском костра и пением под гитару водителя 120-го экипажа.

Пробег  165 км.

День 18

Высота 1610м. Температура +23, облачно.
Утром  бодрящее купание в прохладных водах залива. И далее поехали. Поехали, поехали…
Наш путь лежит на курорт Алтын-Арашан, через поселок Ак-Суу.  Асфальтовая дорога протянулась еще немного за поселком Ак-Суу (старое название Теплоключенка) и вскоре закончилась в ущелье Ак-Суу. Это одна из экстремальных дорог к туристским достопримечательностям окрестностей озера Иссык-Куль.

Дорога может быть преодолена джипами с высоким клиренсом, так как необходимо преодолевать огромные камни и промоины.

Перед самым курортом небольшой перевал Орток 2300 метров над уровнем моря.  Это одно из красивейших ущелий в Кыргызстане находящемся на северных склонах хребта Терскей Ала-Тоо. Термальные источники «Алтын-Арашан» расположены в живописной долине, в зоне альпийских лугов. Рядом с рекой находятся термальные источники с разным составом воды и температурой. В источнике с  сероводородом, температура воды достигает + 41 градус, в радоновом +32 градуса. Высота 2590 м.
Но, не все экипажи поднимаются из-за сложной каменистой дороги. Поломка по дороге на источник у 121-го экипажа (6 км по долине). Рассыпался сепаратор шруса на переднем правом колесе. Ремонт.




Обед на обочине. Тем временем 10-й и 31-й доехали до источников.



Увлекательны и трудны спуски и подъемы горной дороги, много привлекательных  мест кроется за резкими обрывами и поворотами, но все это можно увидеть только  своими глазами, ни одна фотография не передаст, насколько величественны киргизские горы, насколько упрямы и смелы горные полноводные реки, насколько ласковы теплые источники и травяные луга. Посещения источников закончено, ремонт тоже. Едем в сторону границы.

До границы в Кегене 50 км.

Едем короткой дорогой, чтобы успеть до закрытия погранперехода, который работает до 18-00.

Приезжаем в 17.45, Киргизия пропускает, но Казахстан уже закрывает переход. Встаем недалеко на ночлег, укрывшись от порывистого ветра.
Пробег 145 км.

День 19

Ранним утром стартуем до П.П. Таможню прошли за час сорок, с учетом небольшого показательного выступления на Киргизской стороне. Добрались до Кегена. Как выяснилось позже, интернета нет во всем районе. Проблема с оформлением страховки. Оформив только одну, едем искать интернет, до следующего поселка. А тем временем за бортом +35С, высота – 1180м. снижаемся…
Заскочили на каньон Темерлик, красиво.



Но в тех местах очень много таких мест, поэтому наши замыленные взгляды, уже не до конца оценивали всей красоты. До всемирно известного Чарынского каньона решили не ехать именно по этой причине, а может что  страховка  важнее. Как бы то ни было, есть в этом недосказанное и когда-нибудь мы вернемся в эти удивительные места. Пос. Чунджа, температура +37С, упали до 600 м.  Интернета нет. Включаем голову, находим выход из положения. Подключаем свой интернет. Вернее интернет Коли Астраханцева, и с помощью все того же Коли оформляем страховку. Просто женщина (страховщика) ничего не понимала в Российских документах, и когда Коля садился за компьютер, дело шло гораздо быстрее. Так практически самостоятельно оформив страховку, мы поехали далее по маршруту. К вечеру мы добрались до  поселка  Басши.

Получили пропуска в Алтын-Эмель.  Примерно 930 р. с  экипажа за посещение парка.
Получили карту проезда к поющему бархану.

Заехали в национальный парк.

Где и встали на ночевку, близ поющего  бархана, на кордоне Манбулак.

Пробег 360км.

День 20

Утро встречает нас  30градусной жарой.

В 12км. от кордона расположена одна из множественных достопримечательностей  Алтын-Эмеля – Поющий Бархан (Айгайкум). Это огромный бархан, длина гребня которого более 2 км, а высота — 150 м, расположен недалеко от берега реки Или. Вся песчаная гряда занимает площадь около 10 квадратных километров. В отличие от других барханов Поющий не меняет своего очертания и формы, так как здесь, в ложбине между возвышенностями, особое направление розы ветров. Ребро уникального бархана острое, как лезвие. Песчинки осыпаются под ногами, но остриё не сглаживается. Голос бархана можно услышать только в сухую погоду, после дождя песчаная гора молчит. Существует немало гипотез, объясняющих это явление трением движущихся частиц или резонансом. Однако до сих пор нет точного ответа, почему поёт этот бархан. Возможно, что звуки являются результатом осыпания песчинок по склону. Есть и такое объяснение: гул вызывается электризацией песка.



Конечно участники, повидавшие за время многолетних путешествий  многое, пытались его сравнить с другими барханами. Опять же замыленный взгляд этого путешествия, но за три недели мы не видели еще ни одного бархана. Наверно этот факт и дал нам полностью насладиться красотой  величественного бархана, поиграть в большой песочнице, и вдоволь  накататься с огромной песчаной горки.





Рядом с барханом находится родник,



где мы и отмылись после принятия песчаных ванн, съели очередной арбуз. И поехали дальше.
Впереди у нас много километров  обратного пути. За окном автомобиля промелькнул  перевал Алтын-Емель, 1714м., город  Сарыозек, температура воздуха поднялась до +41С. А вот  Талдыкорган, так быстро проехать не удалось.

Дважды в районе этого зеленого городка пришлось пообщаться с  КазГАИшниками. У 13-го экипажа опять проблема с задней стойкой.  Останавливаемся на ремонт у дорожного кафе, и совмещаем приятное с полезным. По пути к ночлегу на озере Сассык-куль опять проблемы со стойкой у 13-го. Два экипажа не теряя времени, едут искать место для ночевки. Находим вроде неплохое место, вода хоть и мутная, но видно, что муть с белоглиненного дна.



Встали на ночевку. После жаркого дна ни что не останавливает нас от купания ни мутная вода, ни вязкое дно озера. Все бы было замечательно. Если бы не одно НО… А, НО это пришло с темнотой. Как только стемнело, под ногами сразу же появился живой ковер, из двухвосток, пауков, саранчи, богомолов, медведок и неядовитых, но опасных для человека ФАЛАНГ. Имея в экипаже Сашу Останьковича, я как-то пережила этот вечер. Он сначала бил, а потом разбирался, кто это к нам приполз.  В общем, для таких как я, боящихся насекомых, это не очень приятное место для ночевки.
Пробег 550км.  


День 21

Старт ранним жарким утром за бортом  +35


Перед поселком  Жангыз-тобе опять проблема со стойкой у 13 экипажа.
Прощаемся с Вартовским экипажем.

Полевой ремонт, под палящем солнце  доставляет мало удовольствия. Но шток выправлен, и мы продолжаем свой путь.
В  Усть-Каменогорске на  заправке., опять поправляем все ту же стойку  у 13-го.
К вечеру добрались до  ПП Шимонаиха.  Проходим границу.
Родина встречают нас  тщательным досмотром автомобилей.
За час десять проходим обе таможни, и едем к предполагаемому месту ночевки – Колыванскому озеру.
Так как 123 экипаж уже отдыхали на этом  озере, поляну для ночевки находим довольно быстро. Правда, немного промахнулись с поворотом с трассы, и на поляну заехали через Мандыбуду.

Обустроили лагерь. Высота  340 м. И вот, через ту же самую Мандыбуду, едет внедорожник. Оказалась это ребята  из Барнаула, с которыми мы встретились на Памире.
Вечер перестал быть томным. И прошел в шумных воспоминаниях о пройденных маршрутах.
Пробег 730км.

День 22

Раннее холодное утро с сильным ветром, не остановило наших путешественников от бодрящего купания в озере.
И вот бодрые и веселые мы держим путь, теперь уже домой.
Оставшиеся 530 км., проезжаем без приключений. За окном то дождь, то солнце.
Родина нас встречает дождливой погодой, Но радостными лицами друзей.
ДОМ.

Пробег 530км.
Общий пробег – 8560км.
Общая ходовая средняя скорость – 42км/ч,

Теперь можно с уверенностью сказать, что в этом году нашей команде посчастливилось посетить большое количество невероятных уголков нашей необъятной страны и республик бывшего СССР. Наши глаза восприняли такой концентрат красоты, который было сложно усвоить и разложить в памяти. Какие-то фрагменты путешествий, события, детали, виды, как мокрое мыло из рук, выскальзывают из воспоминаний.
И тут на помощь памяти прейдут сотни наших фотографий. Все зарисовки, мысли, воспоминания…
До встречи на маршрутах!
Фото:
  • Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31