Большой Саян 2010. часть 2.

9-10 день. 20-21 июля 2010. Вторник и среда.
Оля. Утром решено не ехать по этой дороге, а ехать по лесу. Толстая и рыхлая подушка из сфагнумовых мхов, преодолевалась легче, чем чача, под невинной зеленой травкой. И это было правильно.

Спустились к реке и здесь на берегу реки Мурхой кончилась и условная дорога. Нормальные аборигены далее не ездят потому как не фиг там делать. Только лошадки, ружьишко и бах-бах – разнообразить своё меню свежим мясом…
У нас с разнообразием меню плохо получилось, потому что, машинами мы всех распугали, кроме медведей, эти нашим разведчикам попадались несколько раз. Я не видела. Мне немного жаль. Я хотела бы увидеть хоть какую-нибудь большую зверушку. Пусть не медведя, пусть волка, оленя, кабаргу. Только кедровки, бурундуки да пара подстреленных куропаток-подростков.
На поляне, где кончается дорога и начинается оффроад была история со снятием кабины и мотора 8-го для замены какой-то маленькой детали. Чудеса инженерной мысли.
ВОТ!! ВОТ!! Вот что меня особенно удивляло – сколько всего эти мужики знают, откуда они это знают и как это знание в их головах помещается?! Надо поставить между деревьев машину, сделать перекладину, систему блоков, натянуть тросы. Отвинтить что-то у машины, снять, перебрать мотор, а потом собрать… Или надо сделать систему тросов и страховок для подъёма машины на перевал… Или так проехать и никак иначе... В общем моему женскому мозгу это необъятное не объять…

А как Алексей (21-й экипаж) рассказывает про автомобили!!!! Я сижу, ничего не понимаю, но слушаю открыв рот, и оторваться невозможно!
Машину поставили между двух сосен. Между соснами высоко закрепили довольно толстую дровину. Через перекладину натянули систему тросов. Впереди и сзади «больного» поставили по машине. Натянули тросы из лебёдки. Выкрутили все крепления из кабины, сняли, всё, что можно снять. На крыше 8-го к специально приваренной петле закрепили трос и стали аккуратно поднимать кабину. Перекладина сломалась. Нашли другую перекладину, потолще. Подняли кабину передней машиной. Задней машиной оттянули «больного» чуть назад. Опустили кабину на землю. Откатили в сторону. Опять передней машиной перетащили под перекладину машину без кабины. Закрепили мотор на стропах. Подняли мотор. Подложили подпорки. Увлечённо копались, раскручивали, закручивали, тыкали пальцем и бурно обсуждали.
«Однажды начался дождь». В этот день мне казалось, что дождь будет бесконечным. И все ремонтные работы шли под дождём. Тент натянули, он хоть маленько спасал от воды. На противоположном берегу на склоне, был хиленький едва видный ручеёк. При дожде его раздуло в жирный водопад. Разрастался прямо на глазах. Наш разведчик «намбо раз» Александр (Золотые кеды России) сходил на разведку по другому берегу Мурхоя. Как он переходил раздувшуюся от дождя реку, мне с непривычки было страшно, это потом я почти привыкла, и было  мне страшно потом раза 3, не больше....

Машину собирали в обратном порядке: поставили мотор, оттащили машину, Подкатили кабину, подняли на тросе, вернули машину под кабину, поставили кабину, прикрутили и закрепили, всё, что было откручено и раскреплено. В общем, пришили зайчику ножки, и он опять побежал по дорожке. И не помню, что ещё было. Дождь, наверное. И баня.

Отчёт. Тракторный зимник в горах. Болото закончилось, последние 3км -  спуск относительно сухой. Дорога выводит к Мурхою, далее этот зимник на Верх.Гутару идет вниз по течению, часто по льду реки. Хорошая рыбалка Хариус. Нам вверх по течению Мурхоя. На выходе конной тропы, к реке – место стоянки водников. Тут они готовят средства для сплава по Мурхою. На перевале у нас возникла серьезная техническая проблема заклинило выжимной подшипник сцепления на 8-м экипаже. Ремонт сложный – надо снять кабину и двигатель. Это сделать в лесу не просто. С перевала неисправную машину буксировали, к обеду выбрали площадку на берегу Мурхоя. Пошел дождь.
Поставили машину между двумя деревьями, между которыми установили балку на высоте 4 метра.

Работы много. Снять руль, разъединить всю электрику, снять радиатор, вентилятор. Поднять кабину, выкатить машину, опустить кабину и откатить ее в сторону, вернуть машину под балку, снять двигатель…. Для этих процедур нам потребовалась работа 3-х лебедок.

Одна машина стоит спереди, электролебедкой поднимает кабину через блок на балке.  Второй машиной откатываем неисправную из под висящей кабины. Опускаем кабину на землю – и вручную откатываем ее через крышу в сторону. Возвращаем неисправную машину под балку, и проделываем всю процедуру снова уже с двигателем.

Обратный процесс – даже сложнее. При сборке нужно точно опустить кабину и двигатель на шасси. Для выставления шасси  используем вторую лебедку передней машины.

Работы много и она занимает весь следующий день. Используя возможность работаем на ремонте и доводке всех машин. Усиливаем лебедки. У 8-го погнуло крепление лебедки от БТР. Отрезаем кусок от найденного трака гусинки и привариваем. Просверливаем дополнительный крпеж. У 21-го тоже усиливаем лебедку – тщательно провариваем. 10-й делает боковые губы лебедки. Пластиковые втулки раздавило. Меняем на металлические – вырезаем болгаркой из подходящих труб. Чиним Crawler GEAR у 8-го и 10-го. Снимаем, разбираем, диффектуем, смазываем. Учимся смазывать выжимные подшипники без снятия кабины, и многое другое. Вечером 10-го дня ставим надувную баню на берегу Мурхоя. Класс!! Заброска закончена.
 
11 день. 22июля 2010. Четверг.
Оля. А на следующий день, когда нам надо было ехать дальше, дождь кончился, было хорошо, тепло и солнечно.
Покидали, слегка подмоченный за эти дни, скарб и рванули вперёд, через Мурхой. Ближайшая цель – Багайская изба.
Увлекательно ехать непонятно где. Есть направление – ехать вверх по реке, вот мы и едем вдоль реки, по реке, по склону, по лесу, по болоту. Только конные тропы. Иногда. Тропы идут там, где пройдут кони, и не всегда, там же могут пройти машины.  

Посмотрели на избу, здесь же пообедали и поремонтировались. Почему-то у 8-го что-то плохо работало и машина не хотела ехать так, как надо.
В очередной раз «Однажды начался дождь». Хороший такой дождище. Жирный. Только он прошёл, над рекой начал подниматься густой туман, красотища невероятная!

В одном месте напугали охотника в охотничьей избушке. Он отродясь здесь машин не видел. Потом нормально все – познакомились да пообщались, а сначала он ружье-то свое держал поближе к себе. Только я это не видела, мне так рассказали.
Подъехали к месту, где надо было много пилить плавник, потому что можно было проехать через реку только через то место, где навалены деревья, а вокруг глубоко. Начался мини-сериал Саянская резня бензопилой, 1-я серия.

Отчёт. Подъем ранний в 6-00. Сбор вещей и инструментов. Начинаем движение в 8-00. Двигаемся по «дороге» СМ2008. Габариты Унимогов не позволяют двигаться по тому же пути. Местами запиливаемся. Гидроусилителй нет. Маневрировать сложно.
21-й  хорошо садится. Тянем лебедками. На конной тропе течет речка.
Вышли к точке 10KM IZBA. Поднимаемся в подъем на лебедках. 8-й не тянет.

Встаем на ремонт. Выставляем зажигание. Пока идет ремонт готовим обед.
Едем по нашему старому следу. В лесу немного запиливаемся. По камням, уклонам и бродам машина едет замечательно. Помогает наш старый трек gps. И описание маршрута. Едем точно по треку. Видны наши старые следы, но не сильно заметны.


Пошел ливень. Вышли к точке 14KM RAZVIL. Начинаем движение. Место, где указан брод на 1км карте. Там прижим к скале. Едем по лесу. Пропиливаемся.
Переходим в брод рукав Большого Мурхоя.

Проходим 50 метров по берегу и снова брод через другой рукав Б. Мурхоя. Гоша почувствовал себя нехорошо. Кружится голова. Высокое давление. Похоже на горную болезнь, акклиматизация. Выдаем лекарства.
Проходим по камням 100 метров. Дальше скалистый прижим. Снова переходим Б. Мурхой.
50 метров по камням и снова переходим Мурхой. свежие медвежьи лепешки
Дальше едем по руслу.

Немного леса. Запиливаемся и снова выходим к Б.Мурхою. Двигаемся по камням. 100 метров.
Переходим речку. 50 метров по камням и снова в брод. Едем вдоль речки  
Конная тропа, обозначенная на карте идет по другой стороне реки. По горе с критическими кренами. Поэтому мы ищем дорогу и едем вдоль речки.
Пытаемся отправить почту. Спутники не стабильны.

Выходим на островок. Двигаемся по траве. Закат будет в 20-50. По плану нам сегодня надо доехать до места обозначенного на карте как ДОМ. До него осталось 1.5 км. Пересекаем речку. Брода не высокие ) Чуть выше колеса унимога. После дождя стоит туман. За горой выглянуло солнышко.
Выходим на траву с камнями. 100 метров и снова пересекаем речку. Она разделяется на много протоков. Местами течение сильное.
Перешли самый правый приток. Справа тропа. И горы. Солнце зашло за гору. До избы 400 метров. Разведка предупреждает, что из избы идет дымок. Едем вдоль речки. Видим домик. Да не один. Видим собак. Лошади. В избушке мужик русской наружности. Он из Гутары. Не очень приветлив. Собаки лают но не кидаются.


Едем дальше.
Переезжаем реку. Едем по камням. Несколько раз переезжаем реку. Пропиливаем речные завалы. Выезжаем на остров покрытый карликовой березой. Находим место для стоянки.
От развилки Мурхоев проехали 3.8 км.
Получили новости от пешей разведки: Находятся на 45км на УДЕ. Завтра к вечеру планируют прийти к Вам. Все расскажут и покажут. Вкратце наш маршрут не проходим. Но вроде как до УДЫ доехать можно.
Проехали 11.8 км. Время движения: 12-20


12 день. 23 июля 2010. Пятница.
Оля. Очень красивый восход с золотыми облаками и утренним солнцем. Ближе к обеду на Мурхое встретили нашу пешую разведку, двигавшуюся навстречу нам из Ак-Суга.

Троица была по-моему счастлива и очень довольна своим путешествием. Только одному из «верблюдов» не хватало сладкого, а второй маленько повредил глаз. Но мы эти неприятности быстро ликвидировали халвой и глазными каплями. Главное в этой ситуации – не перепутать пациентов…
Так же был сварен по заказу гороховый суп и поведены банные процедуры с маканием в холодные воды Мурхоя. Днём по заказу прошел маленький и коротенький «Однажды начался дождь», ночью он вернулся.


Отчёт. Подъем ранний. Солнце. Почту удалось отправить. На завтрак манная каша.
Выезд в 8-10. Флайбай пошел на разведку и передал что впереди 500 метров по зарослям карликовой березы. Впереди видна вершина покрытая снегом. Периодически сигналим гудками машин, чтобы пешая разведка могла нас услышать.  Заезжаем в лес. Жарит солнце.
Начинается густой лес. Сплошные кусты. Пропиливаемся. В ручье лежит прошлогодний снег.

Выходим к Б.Мурхою. Едем по речке. Через 200 м выход на сухое русло. Видим коней. Стреноженные 3 взрослых и два жеребенка. Вышли к Б. Мурхою. Едем вдоль речки по камням. Высота 1455 м. Едем вдоль речки по траве. Заезжаем в лес.
Спускаемся в русло ручья. Солнце. Жарко. В кабине +40.
Заезжаем в лес.Едем по речке и камням. Выходим к впадению в Б. Мурхой ручья Аскайлы-Ой.
Едем по Б. Мурхою. Большие камни. Слева лежит снег. Встаем на осмотр машин. Чаепитие.

Едем дальше. Переехали Б. Мурхой. Едем по карликовой березе.
Потерялась спутниковая навигация и 300 метров трек не записался.
Флайбай передал по рации, что встретил пешую разведку.
Едем по кустам. Хороший крен.  Выходим на камни. В 14-00 встретили пешую разведку.

Наши друзья из Новосибирска и Томска. Полудневка. Общаемся с пешей разведкой. Рассказывают новости с маршрута. Дождь. Ставим баню.
Проехали 6.6 км. Время движения: 6-00


13 день. 24 июля 2010. Суббота.
Оля. Ехали по Большому Мурхою. Погода была так себе. Не жаркая. Тучи, всё какое-то блёклое.

Красивая голубая вода в холодных реках Саян. Бурные ручьи, сбегающие по камням в реку. Нетающие снежники, лежащие в сумрачных таёжных зарослях и по северным склонам, возле воды.


Большой Мурхой выходит из узкого ущелья, мы его преодолеваем, переезжая с берега на берег, занимаясь по берегам лесоповалом.
Выезжаем в довольно широкую и холодную долину, где Мурхой разветвляется на рукава. Много отдельных снежников.

Опять что-то отваливается у 8-го. Трофи окончательно перестаёт быть томным. Ремонтируемся, едем через долину, в верховьях, которой растет глухой, совершенно роскошный кедрач, с многовековыми могучими деревьями.
Поднимаемся вверх по склону, так как Мурхой уходит в узкое каменное ущелье и проехать низом не получится. В итоге остались с дефицитом воды. Переночевать хватило и ладно.


Отчёт Подъем 7-00. Всю ночь лил дождь. Пасмурно.
Выезд. Едем прямо по реке. Высота 1488 м.
Едем по камням. В салоне +17
Едем по камням. Переезжаем рукава речки. Очень помогают переносные рации у разведчиков. Получаем оперативную информацию. Вышли к разделению Б.Мурхоя на три больших притока. Нам надо ехать по правому. Там идет конная тропа и там шла пешая разведка.
Высота 1575 м. Изба без крыши. Едем по речке. С речки уходим в лес. Маневрируем между деревьев.  

Переходим речку. Камень на мхе видна «единичка». Уходим в лес.
Переходим речку. Высота 1628. Выглянуло солнце. Заезжаем в лес. Маневрируем.

Большие камни. Поваленные деревья. Пропиливаемся. Начинаются прижимы. Большие камни. Деревья. Пропиливаемся. Переходим с одного берега на другой. Деревья пилим сухие.
Высота 1645. В салоне +22. Переходим с острова на остров. Пилим. Делаем спуски. Обходим по воде.

Обед. 1654 высота. Едем дальше. По речке и камням. Камни местами большие. Выходим к расширению долины речки. Едем по камням. Выходим в лес. Высота 1698 метра.
Вышли на камни. Справа лежит снег голубого цвета. Едем по камням. Выходим в оазис.
Сначала решают ехать леве по маховине. Но быстро садимся. Сдаем назад и едем по конной тропе. Выходим в долину. Небо затягивает тучами. Обнаруживаем что у 8-го открутилась коробка.

Поехали дальше. Навигация потерялась. Едем по лесу. Высота 1791. Едем по кедровой роще – замечательное место! Выходим на реку. Идем на подъем. Река внизу. 1800 м.
Двигались 12 часов. прошли 8,6км. до перевала на Хатагу 2.8км. Высота 1812м. за день набрали 300метров. 53 ,897052  97, 076638. До точки 35km pereval  2800м. Стоим на уклоне на мху. Сегодня было тяжело, вымотались. Ущелья, заломы, в русле уже слишком большие камни, омута и сливы. Лезем где можно и где нельзя. Унимоги конечно сила, но и пилить и камни ворочать приходится. Завтра надеемся взять Хонда-Джыгулымский хребет и начать спуск Уде.
Проехали 8.6 км. Время движения: 11-30


14 день. 25 июля 2010. Воскресенье.
Оля. Ночевали высоко над рекой Большой Мурхой. На склоне с небольшим уклоном, спать на мху мягко. Красивый в своей яркости и буйству красок рассвет, потому что синее, чистое небо, разнооттеночная зелень горных склонов, лес, камни. И ко всему этому буйству разноцветные палатки нашего лагеря.


Утром довольно холодно.
Немного по склону среди карликовой берёзки (карлушки), чахлых лиственниц и вездесущих мха и лишайника и мы выходим в очередную долину.


Из-за солнечной погоды ощущения другие, несмотря на те же снежники и ветер.

Потом был первый перевал – Мурхойский Хонда-Джуглымского хребта. Кончилась река, среди цветов и травы ледники лежат. И вверх седловина. Медленно поднимаемся, небо синее, трава зеленая. Интересное место слева и справа горы – тепло, трава, цветы, долина похожая на корыто.

И по дну корыта конечно же ручей и болото. И мошка, бл…!!! И эта мошка не только там. В Википедии  прочитала, что в Саянах мало гнуса. Ёжкин дрын, этого пи…сателя который такое написал, посадить на берег реки Сытляр-Атар или Аржан-Хем и посмотреть….. Да, высоко в горах гнуса мало, там ветер всех сдувает в долины, и дубак и в начале августа может снег пойти. А в низких теплых долинах до хрена мошки, комаров и слепней. Мне всё время было интересно – что эта крылатая погань жрёт, когда нас там нет??? На одних медведях и козлах в таких количествах??? Бедные звери!!!
В начале долины была роскошная поляна с синими цветами. Красоты сказочной! Маленькая ложбинка, в которой росли синие большие цветы.

С вкраплениями огненных жарков и каких-то желтых ромашек. Божественная красота. Уж мы давай фотаться в этих цветах.
В долине Сытляр-Атара засадили одну машину (21-го) так сильно, что, когда вытаскивали, оторвали бампер вместе с лебёдкой. (Оператор опять где-то отсутствовал!) Но у нас с собой была сварка. У нас, кстати, какого только железного говна не было. Были сварка, болгарка, генератор, полтонны конкретных запчастей и 300 килограмм просто каких-то железок, полкилометра разных тросов и веревок.
В общем, ехали мы и по долинам и по рекам с автосервисом и заправкой.


Для вызволения 21-го пришлось полностью разгружать борт, и бочки, и железо, и генератор, всё-всё. Под каждое колесо, поднятой хай-джеком, машины вбивались большие дровины, Потом 8-й лебёдкой, медленно вытянул авто из болотного плена. Если машина сидела по кузов в чаче, то глубина закапывания была нехилая! Мне подобные закапывания-откапывания были совершенно в новинку, поэтому смотрела я всегда, как дурачок на детские карусельки....

Отчёт. Подъем в 5-30. К 12-00 преодолели Хонда-Джигулымский хребет. Точка 35KM PEREVAL 53,873264 - 97,061206. Перевал брали выше седла.

Максимальная высота 2017м. Повезло с погодой. Солнце. Хорошие уклоны и верховые болота немного подсушило.

С хребта открывается завораживающий вид на хребет Большой Саян.


Спустились к речке Сытляр-Атар. На моховом болоте сел 21-й. Стал тянуться лебедкой вырвало передний бампер с лебедкой от БТР.


Срезало родные немецкие болты крепления бампера к раме. Полностью разгрузили борт с тяжелым грузом – топливо, запчасти, оборудование. Подняли хай-джеком поочередно за каждый угол и подложили под каждое колесо лесины.
Встали Координаты 53 ,835958  97 ,022318. 1782м над уровнем моря. Есть комары мошка, пауты. Это примерно 40-й километр нашего категорийного маршрута. До сего момента продвижение можно назвать стремительным. Во первых техника позволяет брать многие препятствия ходом, во вторых эта часть маршрута проложена по наиболее легкому варианту, ну и конечно схоженная команда. Большинство участников имеют опыт прошлой саянской экспедиции.
Впереди нас ждут более серьезные трудности. Прямо перед нами ущелье Сытляр-Атара перед его впадением в Хатагу. 600 метров завалено валунами размерами доходящими до размеров машины.


Движение по конным тропам практически невозможно - большие крены и пересекающие овраги.  Будем пытаться идти по камням.
За день прошли 9.3 км. Время в пути 11-30.



15 день. 26 июля 2010. Понедельник.
Оля. Ночевали на берегу реки Хатага, нашли кусочек довольно ровный, но сырой, с заросшими мхом камнями и глубокими промоинами между ними, место для палатки было  трудно подобрать. На следующий день приварили бампер, подкрутили еще какие-то железки и поскакали по лесам объезжать каньоны и водопады реки Хатага.


Сначала ехали по реке среди огромных каменюг, и опять тяжелая работа для участников – перекатывать камни, выкладывать проезжабельное направление среди валунов, конечно же «Однажды начался дождь». В этот раз мелкий и противный.

Затем свернули направо и проехали довольно далеко от реки, высоко по склону. Над самым большим и красивым каньоном Хатаги вышли на конную тропу, по ней спустились вниз.
Первый опыт спуска по лесу, мокрой траве, очень круто, очень вниз. И так радостно – на почти ровную поверхность – долина реки Уда.

В сумерках приехали на, любимую водниками, речку Уда. В месте слияния Уды и Хатаги есть большая поляна, с которой стартуют многие водные маршруты. Весь лес на мысу состоит из толстых деревьев, тонких деревцев и высоких, довольно опасных пеньков от деревьев, срубленных для рам катамаранов. Не очень красиво получается.
Водники с Нижнеудинска едут на Уралах до приисков, там складывают вещи на лошадок и идут пешком до Уды. Очень увлекательно, но затратно. Один Урал стоит 30 тысяч.

Отчёт. В 6-30 подъем. Пасмурно. Много мошки, комаров и паутов.
Выслали разведку. Чиним машины. 8-й разобрал Crawler Gear. Поджали втулку. 21-й высверлил болты из рамы, ставит лебедку с бампером.


Отправили и получили почту. Пешая группы встретила Димона.
Выезд в 11-00. Начинается дождь. Камни мокрые. Колеса скользят. 2.86 датчик сбросил
Обошли пороги по воде. Обкладывали камнями. Ломами двигали камни.


Строили дорогу. Крены сильные. Камни очень большие. Унимоги - фантастически едут. Выходим на траву.  Разведка говорит что если поехать направо то через 2 км мы упремся в скалу. Будем объезжать слева.
У 10-го поломка. Вентилятор задевает за радиатор. Пока чиним - обед.
Едем дальше. Поднимаемся на гору. Вышли к реке Хатага. Пересекаем и едем в гору.


8-й заглох на подъеме. Не заводится. Устраняем.
Сначала ехали по конной тропе. Но были вынуждены ехать еще выше.
Высота 1782 м. Хатага далеко внизу.


Едим вдоль конной тропы, опасный спуск около 25-30 градусов.
Ехали по плоскости – моховые болота, курумник. 21-й и 10-й засели – вытащили. 8-й проехал на Crawler Gear. Едем по моховине, вдоль реки Хатага.


20-20. Встаем на стоянке  водников 53 ,794072  97 ,021547
Прошли точку 45KM UDA 53 ,799265  97 ,016794. Радуемся небольшой победе. Мы дошли до Уды! Отправляем письмо.
Проехали 5.4 км. Время движения: 9-20
Фото: