Большой Саян 2010. часть 3.

16 день. 27 июля 2010. Вторник.
Оля. Уда широко разливается, и мы ехали по воде довольно долго. В Уде сломался 10-й. До этого он только фачился.


Открутились или отломались какие-то болтики и рулевая тяга благополучно отстегнулась. Хорошо, что воды чуть выше щиколотки, вода прозрачная, но холоднючая. Стоим по середине реки, хрень эту прикручиваем. Болтик-гайку ронять не рекомендуется, очень сложно найти в стремительной воде среди небольших камешков. Эту рулевую потом периодически подтягивали, потому что так и не закрутилось там что-то до конца.
Отправили меня снимать сверху откуда-нибудь, как машины ползут по реке, что бы с перспективой было – широко и красиво. Пока нашла подъём и забралась, перематерилась. Подняться нереально, почвы крутых склонов сыпучие и сплошь покрыты кустами с огромными шипами. Нашла какую-то козью тропу, закарабкалась, просидела на горе больше часа, нет машин. Опять «Однажды начался дождь» сильный и короткий, намочил меня. Машин нет. Александр-фотограф по другому берегу туда-сюда прошарился. Машин нет. Спустилась вниз, выяснилось, что половина команды ходила смотреть – куда дальше поедем. А меня потеряли.!!! Очуметь!
Потом была весёлая история про грабёж волков. Встали на поляне с высокой травой, на берегу Уды. Трава мокрая, кусты тоже. Водители пошли смотреть впереди реку, потому что она сужалась и надо было искать объездные пути. Возвращаются мужики и рассказывают: «идём по берегу, вдруг – кровища, клочья шерсти, следы кругом волчьи и копытного какого-то и мясо лежит. Кусок ноги, кости, копытца. Только что волки кого-то жрали, да мы спугнули.» Тут один из разведчиков оживился: «где мясо? Надо забрать, что осталось, и самим съесть. Рассказывайте, где лежит, мы его сейчас сварим»… Слушатели сначала офигели. Да ну, да фиг его знает, что там. Короче говоря, пошли и забрали эти полноги, сварили и съели.

При этом мы не голодали. Просто довольно однообразная еда, что-то сваренное и заправленное тушенкой и салом очень хорошо, но мясо свежее лучше. Только когда машины едут, вся дичь от греха подальше уходит на дальний кордон…
Кажется ночью опять был «Однажды начался дождь».

Отчёт. 7-30 подъём. Солнце.


На стоянке водников оставили крышку от бочки с чеканкой: Www.Offroadmaster.ru 10 человек на 3-х Мерседесах. Новосибирск-Аксуг 26.07.2010

Едем вдоль Уды. По воде. По камням. По островкам.
Едем по следу пешей разведки. Точка NOCH 6
Едем по Уде. Впереди прижимы. Надо разведывать местность.
Едем по реке. У 10-го отрывает рулевую тягу.


Срезает болты на ступице. В воде высверливаем. Поднимаем хай-джеком и ставим на место. Едем дальше. Прямо по реке. Хорошие валуны.

Встаем на ТО и обед. Ехали по реке. Впереди каньон Уды. Дальше надо искать дорогу.
Как ехать непонятно. Разведчик быстро уперся в непроходимое. Пошли в разведку группой – все три водителя, включая руководителя и зама.
Прошли террасы правого и левого берегов, прошли почти весь каньон пешком по воде! Русло непроходимо. Вертикальные берега, слаломная трасса среди камней с крутыми сливами и прижимами.

В принципе в малую воду попробовать можно – но слишком опасно. По правой стороне склон выше каньона сильно заболочен, критичные крены, овраги и ущелья притоков. 4 раза пешком бродили Уду. Есть волки, козы, медведи. Выбираем левую сторону.
Встали на ночевку. 53 ,770647 97 ,081107
Проехали 4 км. Время движения: 11-00


17 день. 28 июля 2010. Среда.
Оля. Для того чтобы объехать Удинский каньон, нам пришлось подниматься по довольно крутому склону, по густому лесу. Опять бензопилы, очередная серия... За время трофи такой лесоповал в Саянах устроили!!! Гринпис бы задохнулся и не ожил бы никогда. Приходилось пилить и пилить. А потаскай эту бензопилу!! Она ж килограмм 8 весит. И бревнышки оттаскивать или наоборот под колёса подкладывать. Удинский склон крутой, это потом мы поняли – тренировочка была перед Демир-Тайгой. Просека получилась широкая, красивая.


Сам каньон очень красивый, красивая вода в реке, красивые крутые берега, лес. Довольно шустро спустились опять вниз к Уде, и опять началось – с берега на берег, искать броды или проезд по берегу, по лесу.


Последний переезд к реке Чело-Монго самый широкий и глубокий. Все благополучно перебрались на правый берег Уды.
Нас встретила большая поляна, раньше была база геологов, даже с взлётно-посадочной полосой. Сейчас на берегу реки Чело-Монго стоит охотничья избушка, баня, маленькая коптильня, туалет с шикарным видом на окрестности и без дверей. Поставили свою баню.

Отчёт. Подъем в 7-00. Пасмурно. Выезд. Пошел дождь. Все мокрое.
Строили подъём. Построили просеку. Очень сильный уклон. Первым прошел 10-й. Дошел до трети на Crawler Gear потом подтянулся на лебедке 100м. Развернулся и подтянул 8-го и 21-го.
Вышли на верховое болото. У 21-го машина не тянет. Чиним. Дымит сизым дымом.
13-50 Вышли к Верх Хонде. К точке KANYON
Едем по речке. Выходим к Уде. Едем по речке. Вышли к точке 52KM BROD 53 ,762747 97 ,100309
Наша сегодняшняя цель это точка 54KM IZBA
Долго искали место для брода. Солнце выглянуло. Сразу ниже каньона, там где бродили пешком, проезда по правому берегу Уды нет.




Мешает широкое сложное каменное русло, похожее на просеку ЛЭП. Конечно, никакой ЛЭП там нет. По этому руслу видимо сходили сели, лавины. Ширина 100 метров.  Верхняя Хонда впадает в Уду несколькими рукавами, образуя острова с высокими  берегами. Пробираемся по островам, подкапываем съезды/заезды
 

Брод через Уду.

Едем по полю правого берега. Карликовая береза.
Точка 54KM IZBA 53 ,752814 97 ,114194 Избушки. Здесь в 50-60 годах стояла геологическая партия. Все поле это место их базы.
В избушках есть люди. Это охотники из Алыкджера. Один молодой – только что из армии приходил к нам вечером к костру. Посидели пообщались. Он не особо знает здешние места. Они на охоте.
Две избы одни из них баня.
Проехали 3.5 км. Время движения: 8-30



18 день. 29 июля 2010. Четверг
Оля. Днёвка и разведка. Александр, наш разведчик, сходил вверх по Чело-Монго, вернулся вечером, едва дополз, думала, что упадет у костра. Но мы люди добрые – приютили, обогрели, обобра…, то есть накормили… В эти дни была уха из хариуса… И хе из хариуса… И жареное что-то из хариуса….



Отчёт. Дневка. Всю ночь лил дождь. Под утро около палаток бродили стреноженные лошади. Под утро выпал снег на всех хребтах. Утром пасмурно. Прохладно. Периодически моросит дождь.
Рядом есть домик баня, но решили поставить свою баню на берегу. Попарились от души.
Пошел дождь и шел целый день и всю ночь. Вещи посушить не удалось.
Сорокин ушел на разведку. Сходил на 8 км.


На фотографиях с пешей разведки видно, что до перевала 70KM PERAVAL 16 км всё более менее проходимо. Вопрос вызывает сам перевал. Пешая разведка сказала что он не проходим по их мнению.
Пишем письмо украинцем по поводу их решимости пройти весь маршрут. И самое главное по поводу топлива. Уже очевидно, что топлива до базы Ак-Сук нам не хватит. Расход большой. В районе 4-х литров на километр. Мы везем для украинской команды  60л бензина, и 60 литров дизтоплива. Просим разрешения их использовать.


19 день. 30 июля 2010. Пятница.
Оля. С Уды свернули направо на реку Чело-Монго. По ней вроде как монголы издревле ходили с юга. Переводится как – Тропа монгола. Эта река известна тем, что лет 5 назад здесь произошёл этнический конфликт. Шли себе по своим делам 2 тофалара (Да – страна по которой мы ехали называется – Тофалария. Этих тофов осталось то ли 150 то ли 400 человек, и они продолжают благополучно спиваться). У тофаларов были кони. А тут из-за перевала Мус-Даг-Дабан (который мы ехали покорять) из Тывы заехали 5 тывинов. И увидели тофоларских коней. И угнали их. Видимо тывины так любят лошадей, что устоять не могут. Например, в селе Ырбан, в котором в основном живут русские, много лет не было коней, потому что тывины из соседней деревни их воровали. Ну вот, 2 тофалара обиделись страшно, так как нет у них страшнее греха, чем коня украсть… Подкрались к тывинам, постреляли всех. Дело раскрыли, бедолаг посадили на 11 лет, тофалары считают, что они ни за что сидят, но тывины в Тофаларию почти не ходят…
В низовьях Чело-Монго небольшой каньон, который без особого труда проехали по реке. Очень красивые берега, с одной стороны отвесные скалы, с другой крутой берег, заросший мхом, лишайниками и довольно чахлыми лиственницами. Попробовали второй раз устроить съемку сверху. Слава богу дождя не было, потому что склоны крутые и скользкие, а если бы было мокро, я бы убилась… Нет, не убилась, я бы просто не полезла…



Выше по течению долина реки расширяется, открываются просторы, появляются болотины.


Встали на ночёвку в паре километров от будущего лагеря покорителей перевала Мус-Даг-Дабан, хребет Большой Саян.



Отчёт. Подъем 7-00. Пасмурно. С утра пытаемся выйти на связь по спутнику


Едем по речке Чело-Монго. Местами по самой реке. Местами по островкам. Пропиливаемся.


До точки 55KM KANYON  300 м. Высота 1467 м.
55KM KANYON  . Высота 1474 м. Выглянуло солнце. Слева гора Чело-Монго 2822. А мы 1540 м.

Точка 58KM KANYON Высота 1550 м. Обед. Влад поймал 6 хариусов.
Поехали дальше. Вышли в долину. 1596 м. Едем по лесу.
Ехали по конной тропе по верху – спустились к речке. 1630 м.
У 8-го кончился бензин. До этого 10-тью минутами ранее кончился бензине у 21-го. Утром заливали по 30 литров. Получается 4 литра на 1 км.
Вышли в долину с относительно мелкими камнями. Солнце. Заехали в лес. Запиливаемся. 1688 м.
Вышли к точке 66KM NALED. Огромные глыбы льда

20-30. Встали 53 ,717162 96 ,951658. Высота 1785.
Открывается потрясающий вид на перевал Мусс-Даг Дабан. Который нам предстоит штурмовать. До точки 70KM PERAVAL 2.7 км по прямой.
На улице +5. Холодно.
Проехали 13.5 км. Время движения: 11-30


20 день. 31 июля 2010. Суббота.
Оля. С утра трудно ехали под перевал. С виду сухой лишайник таил в недрах сырую, мягкую, фачную субстанцию. Закопались в болото.




Выкопались из болота. Переехали на место, откуда предстояло штурмовать перевал. На 21-м народ поехал за деревьями, которые будут нужны для штурма и костра. Это надо вернуться чуть-чуть и спилить несколько лиственниц Маленько попилили немногочисленные лиственницы. Конечно же засадили в любимую факу машину.


Несколько часов откапывались. Трудность была в том, что машина одна. Но это было, видимо, очень увлекательно. Мало что ли им предстоящего траха с перевалом?! Машину выкопали и приехали, когда начало уже темнеть.
И вот он перевал Мус-Даг-Дабан хребта Большой Саян. Перевал у ледяной горы. Крутой уклон, ледник, ручей, кусты. Конечно же «Однажды начался дождь»... Чуть выше в горах – снег. Дров мало – свежая лиственница пропитанная водой, как она вообще горела – тоже для меня ещё одно чудо.
Я пошла любоваться ручьями и мужской работой и уронила фотоаппарат в ручей. Сильно расстроилась конечно же. Остаток дня и следующий день фотик сох в разобранном виде. Удивительно, что высох. На место каторжных работ в каменоломнях я не ходила, поэтому основную часть подготовки я пропустила и знаю только по отрывочным комментариям участников.

История про медведей. Часть с рассказов очевидцев, и часть как я запомнила.
Мы подъезжаем к подножью перевала Мус-Даг-Дабан. Саня-фотограф пошёл через речку на склон искать виды красивые. Поднимается по склону, кусты и редкие деревья. Выходит на полянку, а на полянке медведь, метрах 20 от него. Сидит и смотрит. Саня прямо остолбенел. Много советуют, что делать, если встретишь медведя. Так вот, когда его встречаешь мозг на хрен вырубается, руки-ноги отнимаются, но мысль в голове есть... Одна... – Надеюсь, я не съедобный... Саня понимает, что пока он шёл от машин, пока переходил речку, лез по склону и продирался через кусты, эта зверюга сидела и с интересом наблюдала за ним. А как хотелось достать фотоаппарат и сфотать!!! Но страшно, вдруг медведь подумает, что на него нападают и тоже решит напасть. Потом медведь повернулся и пошёл по своим делам, а Саня выдохнул воздух.


Когда медведь отошёл на приличное расстояние, тогда только начал фотографировать...
Саня возвращается, глаза больше очков, рассказывает. Ой, как страшно и будоражит... В это время 2 наши машины уже сидели в болоте. Привычная картина – милая долинка, сухой мох-лишайник, а под ним – хрень болотная. Народ потихоньку выкапывается, разведка в лице еще одного Сани пошла смотреть перевал. Саня-разведчик (Золотые кеды России), мы его так назвали. Он за день столько проходил впереди машин! А иногда за несколько километром вперед уходил. В общем, Саня-разведчик поднялся на перевал и пошёл дальше, не видать. Километра на 2 да за горой. Вдруг по рации говорит: «Ой, я тоже медведя встретил...» И всё, пипец, связь обрывается... Начальник в рацию «Саня ответь», а в ответ – тишина. Начался мандраж и подгоны. «Саня, Саня ответь» - фигвам... Охотники схватили ружья, стрельнули вверх и бегом на перевал, и начальник с ними. Метров 300 подъёма по куруму с уклоном 45 градусов, потом еще метров 300 более пологой части, а потом куда бежать? Что там наверху: Саня или только кеды его золотые? В общем поднялись они на перевал, нашли Саню. Он медведя видел метрах в 800-х, отошёл, сказал в рацию про встречу и, после этого у рации кончилась батарея и она отключилась. Саня сидел на камешке и спокойненько разглядывал медведя в бинокль!!!  


Мне интересно, у тех, кто держал в руках ружьё, не было искушения что-нибудь сделать такое... противоправное.... В общем, вернулись все живые и счастливые, заодно провели разведку перевала. Сказали, что такой скоростной разведки не доводилось ещё проводить никому.


Отчёт. Подъем в 8-00. Солнечно, но холодно. Выезд в 9-00.


Мус-Даг Дабан (перевал у снежной горы) 2132,5м открыт с июня по сентябрь. Удинский хребет – другие названия Хребет Пограничный, Большой Саян, Восточный Саян. Водораздел бассейнов Уды и Кижи-Хема – основное препятствие нашего маршрута.
Граница Иркутской области и Тывы.
1-я секция - Подошва перевала, пологая Внизу густые кусты 2м. Последний островок леса (стройматериалы) на высоте 1820м. выше – тундра, слабый грунт, тонем. Подходим максимально к перевальному взлету, ставим базовый лагерь.
Нам надо подъехать максимально возможно к взлету и вставать базовым лагерем для подъема на перевал.
Останькович, выбирая место для фотосъемки, встретил медведя. Очень близко метров 30. Замер. Когда медведь ушел на приличное расстояние решил, достать фотоаппарат. Сделал снимки метров со 100.
Пока боролись с болотом на подошве, Сорокин ушел на  перевал в разведку. Ему передали по рации, чтобы он был осторожнее – медведя видели. Вскоре и он сообщил по рации – встретил двух медведей. После этого рация не отвечала. Влад схватил ружье и побежал в гору, за ним Олег и Семенихин с ружьем. По дороге стреляли – эхо по всему перевалу. Сорокина нашли – он на 400 метров углубился за перевал в  Тыву и сидел там на камешке, рассматривая склоны в бинокль. Проблема оказалась простая, он увидел медведей – сообщил нам, и рация села… Больше его в разведку с недозаряженой рацией не выпускали. У инцидента была и положительная сторона – мы быстро и массировано провели подробную разведку перевала
Проехали 1.8 км. Время движения: 11-00


21 день. 1 августа. Воскресенье.
Оля. Жизнь продолжалась. На следующий день начали копать. Сначала под ледником площадку, что бы более-менее ровно поставить машину. Потом над самой крутой частью с ледником выкопали ров, куда потом сложили брёвна, камни, как-то укрепляли всё это ломами.
Внизу была обычная жизнь – сварить поесть, посмотреть по сторонам, побояться медведей.


Отчёт. Подъем в 8-00. Солнечно, но холодно.

С 9-00 на штурм. 2-я секция – подход к нижней границе снежника. Дистанция от базового лагеря 120м, набор высоты 50м. Густой кустарник на каменистой почве, плотно изрезано оврагами глубиной 2м. Конная топа идет правым краем. Мы приняли решение штурмовать перевал в лоб по правому снежнику, используя естественную площадку на середине взлета над снежником, для обустройства якорей и промежуточной базы. Готовим проход через кусты, заваливаем камнями овраг.




Выводим машины на площадки под снежником.
Подняли на полку над снежником, ломы, бревна лопаты. Роем в каменистом грунте траншеи для закладки бревен и обустройства якорей.
Траншея длинной 4м, шириной 40см. Глубиной 1 метр. Глубже мерзлота.
В нее закладываем два бревна  диаметром 15-20см, выпускаем трос с блоком.

Раньше таких препятствий нам брать не приходилось. Уклон большой, случись что – падать далеко. Опасно. Решаем опробовать подъем на санях. Снимаем бортовую платформу с 21-го.  Делаем сани из платформы и бревен.  
Нас нагнала группа водников из Нижнего Новгорода с каюрами.


Общаемся. Мы представляем из себе колоритную картину. Толпа хмурых обросших мужиков в грязных одеждах ковыряют ломами грунт и разбирают напополам древний грузовик.




И все это происходит на Мус-Даг Дабане.
У водников при подъеме на перевал упали две лошади. Их развьючивали и поднимали два часа.
Проехали 120 метров. Рабочее время 12-00


22 день. 2 августа. Понедельник.
Оля. Напоминаю, что «Однажды начался дождь» Гнусная погода. Дождь мелко и много гадит почти не переставая.
А потом пошёл снег. На окрестных вершинах он ложился красивым белым кружевным покрывалом. До нашего лагеря снег долетал в полурасстаявшем виде, щедро пропитывая дрова влагой, налипая на хвою веток. Костёр развести было проблема, поддержать огонь – проблема, сварить – проблема. К тому же высота. Два дня дежурства были как два в каменоломнях на перевале. Надо было постоянно махать хобой, чтобы вода с добавлением дерева в костре превращалась в горючее и ужин варился. (Проведите опыт. Исходные данные: высота выше 1500 м., вода холодная – литров 8, сверху идет дождь со снегом, топливо – свежие зелененькие ветки лиственницы, тента нет, есть хоба) И у дежурных получалось! Это тоже относится к запредельному для моего ума пониманию.
Наконец-то канава выкопана, брёвна заложены, камнями, ломами придавлены, стропы, тросы,  верёвки натянуты. Начинаем делать сани. Сняли с одной из машин кузов, привязали брёвна, как полозья, к брёвнам дышло, пристегнули тросы и стропы и по леднику начали поднимать.


А наверху в это время стали ломаться брёвна и поехал грунт. Пришлось всё переделывать, укреплять. Поздно вечером подняли только сани. Всё прошло удачно, все счастливы, невзирая на мокрую погоду.

Отчёт. Подъем в 7-00. Дежурный встал в 6-00 дождь шел сильный. Решили отложить подъем на час. Дождь чуть чуть прекратился Удалось развести костер.
Дождь лил целый день. Мокро. Грязно. Холодно.
Готовим подъем саней Тягач стоит внизу, Якорь с блоком наверху. Разматываем по горе 300 метров тросов. Трудоемко. Стальные тросы   нелегкие. Решаем технические проблемы. Трос не одним куском – соединен шаклами, которые не могут пройти через блок. Вешаем второй блок на метр ниже первого.
Начали подъем. Сани груженые, идут тяжело. С верхнего поста по рации команда СТОП. Сломало бревна в траншее и клином из бревен траншею разворотило. Дело плохо. Настроение упало.  
Короткий отдых, мобилизуемся, мозговой штурм. Принимаем решение выкопать новую траншею, поднять из долины более толстые бревна.
Подготовили две траншеи. Основную и страховочную.


Заложили бревна 20-25см. Укрепили вставив ломы. Сверху завалили камнями.  
Вторая попытка подъема саней прошла удачно.  


Вся затея с санями себя оправдала. Основная цель – безопасность. Сани – тяжелей машин. Машина на колесах дают меньшую нагрузку. На санях мы проверили прочность якорей, тросов и соединений. Отработали взаимодействие. Определили дежурные посты, и обязанности. Конечно  разобрать, а потом собрать машину. Изготовить сани – это трудоемко и отнимает уйму времени. Но рисковать мы не имели права.
Дополнительный плюс – мы сильно разгрузили одну машину.



23 день. 3 августа. Вторник.
Оля. Рано утром выпал снег, но потом ура-ура – тучки и солнце. Жизнь налаживается. Для подъёма кроме выкопанных канав, забитых туда брёвен, камней, ломов и прочего используется машина, стоящая внизу.
Подняли 21-го.

Смотреть не сильно страшно, потому что есть иллюзия, что если что-нибудь случится, то водитель может выскочить из машины, так как двери сняты. В машине что-то мерно стучит, тросы тянутся, какие-то петли на страховке крутятся, участники по рации активно переговариваются. Машина останавливается – это перестёгивают страховку. Фотограф фотографирует, я снимаю на видео. Очень увлекательно. И вот он долгожданный миг, когда колесо машины остановилось над ледником. Пыталась взять интервью у Лёши. Он мне сказал что-то вполне приличное и внятное, но борясь с желанием послать меня в большое эротической путешествие.


Но Лёша понимал, что надо держаться, а то вдруг и правда уйду.
Следом поднимали 8-го. смотреть страшнее, потому что он больше, железнее и с закрытыми дверями.


Готовились для подъёма последней машины. Перенесли лагерь на «полку» над ледником. Высота 2 100, от костра толку мало.
Выставляли машины для страховки при подъёме последней машины, так как внизу машин больше нет. 8-й на узкой, наклонной  площадке делает «полицейский разворот», встаёт в русло ручья мордой к обрыву, сзади якорем цепляют 21-го. В общем, тоже чудо инженерной мысли. На разворот затрачен весь вечер, потому что надо было выровнять часть склона и перекидать кучу камней под колёса. Зато у меня было место для палатки.
Здесь произошла ещё одна сомнительная встреча с медведем. Палатки пришлось ставить кто куда. Две палатки  на склоне с травой, остальные на камнях. Ночью я проснулась от шороха, показалось, что кто-то по лагерю шарится, дышит и сопит. Но решила не бояться, думала – ветер. Утром двое трофистов стали говорить, что у их палаток, которые на траве стояли, медведь шарился. Стали вокруг смотреть, а рядом с палаткой остатки шкуры, когти и кость медвежонка, оставленные когда-то и не замеченные нами (медведи-самцы известные каннибалы). Саня-фотограф рассказывает, что он проснулся, страшно просто жуть, ничего не придумал лучше, как репеллентом набрызгать внутри палатки, вдруг медведю не понравится. Мы поржали – а если бы наоборот понравилось? Сане вообще повезло с медведями, он потом ещё раз видел медведя, здесь же на перевале, только далеко.


Отчёт. 8-00 подъем. Всю ночь лил дождь. Утром пошел снег.
Из палаток видны покрытые снегом вершины.
Часть вещей с базового лагеря мы забираем. Сегодня предстоит подъем машин.
Пошли на гору раскладывать по горе тросы, готовить страховки и проверять все возможные сочленения.
13-00. Начинаем подъем в гору 21-го. – это теперь самая легкая.


Процедура подъема и страховки – непростая. Из-за сочленений тросов, и ограниченного размера барабаном. У нас в работе куски по 100, 50, 40 и 30 метров, соединенные шаклами.
Нижняя машина (тягач) через блок на горе тянет 21-го.  А 21-й выбирая трос своей лебедки обеспечивает самостраховку. Всего в работе около 500 метров троса. В момент когда на основном тросу шакл подходит к блоку, натяжка останавливается. Машина закреплена на страховке. Основной трос перецепляется с верхнего блока на нижний, и шакл оказывается уже с другой стороны. Продолжается натяжка. В момент когда барабан лебедки у 21-го полный – натяжка опять останавливается. Машина страхуется основным тросом. А из страховочного убираются удлинители. Натяжка продолжается.

На основном тросу очередной шакл подходит к блоку, но это уже нижний блок и перецеплять нужно наверх, причем барабан на тягаче тоже уже полный. Оставляем машину на страховке – выпускаем трос тягача – убираем удлинители из основного троса. И так далее…
Для следующей машины опять навешиваем все тросы, и проверяем соединения. То темноты успеваем поднять на полку вторую машину.
Фото: