Большой Саян 2010. часть 4.

24 день. 4 августа. Среда.
Оля. Погода совсем хорошая стала. А вот когда машины поднимали мне было весьма переживательно.


Трос – конечно же хорошо, но машина тяжёлая, в машине водитель сидит, и машина поднимается по снегу, под которым где-то течёт ручей, может он там промыл дыру большую... Трос натягивается, обо что-то цепляется, и звонко так «беннннннь», а в «чаше» перевала звук летит и звенит, и кажется, что где-то что-то отрывается, а глаза закрыть не получается, потому что я еще и на камеру снимаю этапы подъёма...


Подняли последнюю машину, мужики замученные, счастливые, они сделали это, они взяли хребет Большой Саян. Мечта с 2004 года, когда первый раз попали на Саяны. В 2008 году на УАЗах пытались брать хребет в другом месте, да обломал рога наглецам Большой Саян. И вот оно свершилось! Мне стало немного жаль народ. У них была большая мечта, цель... И вот они её поимели... На самом деле это очень грустная история...

Съели то ли завтрак, то ли обед, соорудили памятный знак с запиской потомкам, исполненной зубилом на бочке из-под бензина, и «помчались» дальше. Ещё один небольшой заболоченный подъём. На перевале радостно побурханили, чем чуть не довели до инфаркта суслика, жившего на перевале в куче камней. Покинули мы страну Тофаларию и попали в республику Тыва.


Изменений особых я не заметила. Те же горы, дикие места, болотоблин и заросли карлушки. Мне всё равно было легче всех. Я могла сесть в машину, и ну её на хер вашу дорогу по кустам, камням и рекам. Штурманам и разведчикам надо идти впереди машины. Продираться сквозь нехоженые заросли карлушки, коротая к тому же мокрая, вся в росе или дождевых каплях. Или переходить реки вброд, а когда доходили до леса – пилить всё что мешает ехать.... Пилоту крутить руль, или удерживать его что бы не крутился, да и пилили они тоже. Я удивлялась, почему мужики вечером не падали сразу замертво, а еще костёр разводили, воду таскали...


Ремонтировали 10-го. Поставили свеженький стартер.
Попали мы на реку Кош-Пёш и стали по ней спускаться до следующей точки подъёма на очередной перевал очередного хребта Саяна – Демир-тайга.


Несколько сот метров спускались по реке, пока не упёрлись в водопад-слив метров 6 высотой. Очень красиво, но совершенно непроходимо. Пришлось подниматься на сушу, потом спускаться по крутому склону, густо заросшему карлушкой. Сложности начались вместе с начавшимися сумерками, Склон в кустах и серых сумерках не видно, чуть не перевернули машины. Приехали на место стоянки, долго пытались разжечь костер из карлушки. Дурацкие кусты не желали гореть, чем добавили нашей к ним ненависти.


Отчёт. Подъём в 7-00. На высоте холодно. Ночью толи показалось то ли, правда приходил медведь к палатке.
Натягиваем троса. Проверяем страховку для подъема 10-го. Пасмурно. Поднимаем 10-го. Мы сделали это!


Ставим кузов 21-му
На месте трех окопов водружаем столб на него бочку и завершаем композицию ломом – сооружение в виде креста. Оставляем надпись www.offroadmaster.ru VI категория авто. 10 человек. 3 Мерседеса.


Продолжаем подъем. Разворачиваем 8-го. Поднимаем 10-го на вершину. Лебедкой затаскиваем всех остальных. Верховое болото.
16-00 МЫ на границе с Тывой. Тур. В нем суслик верещит угрожающе. Подносим в дар кедровые орешки. Оставляем авто сувениры богам. С этого момента начинаем добавлять в бензин солярку. Топлива у нас всё равно не хватит, но мы оттягиваем конец )))



Спуск с перевала. По началу все хорошо. Барахлит стартер у 10-го.
Болото. 10-й садится и стартер умирает. Вытаскиваем лебедкой. Снимаем стартер. Ужос! Умер. Одна щетка выгорела. Выгорели ламели на бендексе. При разборке вылилась мутная жижа. У нас в запасе новый стартер с консервации бундесвера. Поставили и продолжили движение.

Поехали по склону. Критический угол. Решили пойти по речке. Выезд к речке с сильнейшим креном. Место для разворота мало. Чудеса! Машины едут.


Объезжают огромные валуны. Едем по каньону. Подкладываем камни. Двигаться смогли 500 метров дальше два водопада. Один 5 метров. Второй 10 метров. Непроезжаемо. Забираемся в гору. Тоже сильный подъем. Зацепиться лебедкой можно только за карликовую березу. Поднимаем 10-го. Он едет просто нереально.


8-й го затаскиваем на лебедке. 21-го цепляем на две лебедки и тащим.
Дальше спуск. Лютый. Колеса отрываются от земли.

Ночь. Темно. Встали 53 ,693112   96 ,895856 Высота 1880 м.
Проехали 3.5 км. Время движения: 12-00


25 день.5 августа. Четверг.
Оля. Спускались по Кош-Пёшу, искали приличное место для днёвки. Нашли, чем расстроили колонию каких-то грызунов, всю жизнь проживших на этой поляне. Провели разведку.


Отчёт. Подъем 8-00. Пошел дождь. Все горы в тумане.
Получили почту по поводу бензина в Аксуке. Вертолета нет. Бензин могут дать. Тащить придется пешком. Все мокрое. Едем по конной тропе. Местами заболочено. Начинаем застревать. Подтягиваемся лебедками. Встали. 21-й меняет термостат.
Наша сегодняшняя цель точка 75KM Там нам надо искать тропу уходящую на перевал Демир-Тайги. Тропа, по которой мы собираемся ехать была путем сообщения геологической партии в 50-х годах. Здесь ходили караваны оленей. Пешая разведка ходила здесь же но тропу не видела.
Олег ушел на разведку на перевал. Вернулся в задумчивости. На вершине озера. Видели следы лежки медведя. Видел оленя.
Проехали 3.1 км. Время движения: 12-00



26 день. 6 августа. Пятница.
Оля. Стоянка целый день с плановым ремонтом, плановым отдыхом, плановой баней и прочими плановыми и внеплановыми прелестями, например, допоздна пели песни матерного содержания. Утром пытались вспомнить слова особо понравившейся песни с веселеньким припевом, состоящим из матерков. Никто не смог...


Отчёт. Днёвка, горы сзади нас присыпало снегом.
Смотрим фото. Смеемся. Разгрузочный день.
Утром солнце. После 12 небо затянуло. Пошел дождь. Холодно. Весь день мокро. Дров рядом нет. Топим карликовой березкой.

Получили почту. Вертолета на Аксуге нет. Хохлы проехали Аксуг.
Сорокин предложил написать письмо про наше путешествие. В связи с годом туризма в республике Тыва.


27 день. 7 августа. Суббота.
Оля. Вперёд – на штурм хребта Демир-тайга. От Кош-Пёша свернули резко направо и полезли в гору.

Что за перевал, никто не знает, на карте названия нет – нет людей нет и имён, а как медведи это место называют никто у них не спрашивал... Мы его называли Озёрный, потому что там много озёр.
Справа глубокое ущелье, в которое срывается красивый, высокий водопад.
В очередной раз «Однажды начался дождь», который очень пытался превратиться в снег, но чуть температурки ему не хватило.


Машины толкали, цеплять было не за что. Холодно.
Пока до седловины добрались, стемнело. С перевала хотелось очень быстро сбежать и не оглядываться. СаняПалыч ходил с ружьём в разведку. Возвращается из разведки и рассказывает: Иду вдоль ледника, слышу кто-то за спиной «хи-хи». Ехидно так, сволочь какая-то хихикает. Он подумал, что кто-то из наших догнал.. Смотрит над ним на склоне горный козёл стоит. Наш охотник ружьё на изготовку и по леднику стал подкрадываться. Поскользнулся и метров 10 съехал. Козёл похихикал и ушёл на дальний кордон.



Отчёт. Подъём в 7-00. Идет дождь. Выезд на штурм Демир Тайги
На 1-й секции подъема тропа круто поднимается в гору по лесу.
Обходим более пологой дугой, левее леса по кустам в распадке. Подъем местами на грани сцепления колес, но безопасно.

2-я секция – по конной тропе по хребту отрога. До высоты 1920м. полого
3-я секция участок крутого подъема до нижнего озера - 1980м. Небольшие кусты, каменная тундра.Поднимаем одну машину, цепляясь лебедкой за кусты. Дальше – остальные. Высота 1931 м. Водопад справа по ходу движения. Уклон. Тянемся лебедками. Пошел снег. Холодно.
В 16-30 встаем у озера на обед. Высота 2056

4-я секция  до высоты 2100 – крутой подъем, каменная осыпь. Есть террасы.  Подъем в гору. На лебедках. По одной проводим машины. Вбиваем ломы в качестве якорей.
5 секция до высоты 2170м – три небольших заболоченных котловины, в верхней лежит снежник.


На вершине хребта – большая котловина 1X1км. Озера.
8-й не едет. Сильно дымит и не тянет. Пытаемся чинить. Бесполезно. Решаем дотянуть до ночевки.
Возможно это последствия разбавления бензина соляркой.
На седло въезжаем в темноте.

21-30 Встали на ночевку на вершине около озера. Высота 2120. Палатки промокшие внизу после установки тут же покрылись коркой льда. Хорошо, что мы запасли дрова внизу. Отогреваемся у костра образовав тесный круг. Сушим промокшие насквозь вещи. Небо потрясающе чистое. Звезды видны ясно и четко. Ночь будет холодная.
Проехали 2.8 км. Время движения: 12-00


28 день. 8 августа. Воскресенье.
Оля. Перевал неприютный какой-то. Мох, лишайник. Пожухлая трава.


Маленькие озёра, кажущиеся мёртвыми, чёрные камни и от этого вода в озёрах кажется чёрной, а глубина бездонной. Очень холодно. Утром иней, лёд в ёмкостях с водой, палатки как ледяные избушки. Высота более 2 000 метров, костёр плохо горит и холодный он какой-то. Если вы думаете что, «Однажды начался дождь», то вы не правы. Пошел снег, постепенно перешедший в мокрый снег, и потом в мелкий противный дождик. Когда он закончился, низко сели облака. Ледники, чёрный камень с острыми краями, туман... Нереальный пейзаж.


На последнем озере во время утренней разведки пути начальник встретил очередного медведя. Идёт он по берегу, вдруг слышит, что кто-то зовёт его по имени. Оглянулся – никого. Потом смотрит – на другом берегу озера сидит медведь и на него сморит. Посидел, посмотрел и пошёл совей дорогой. Ну точно хреновое место – козлы горные ржут, медведи разговаривают, уматывать как можно скорее!!!!!
Сливали из бочек последний бензин, мешали с дизтопливом. Из выхлопной трубы дымина, вонища! Чистый воздух горных просторов блин!

Последнее озеро на начинающемся спуске надо было объезжать по воде вдоль берега. Там мы чуть не утопили одну машину (конечно же 21-го).


Тащили на лебеде, не угадали направление, унимог не на тот камень заехал и стал заваливаться в воду передним правым колесом, а там через 30 сантиметров начинается глубина, которую никто не мерил, вода кажется чёрной из-за камней и холодная....


Очень тяжёлый спуск был по вытекающему из озера ручью. Большие острые камни, уклон ощутимый, узкое ущелье, с крутыми склонами, можно только по ручью ехать. Народ устал неимоверно. Штурманам приходилось ворочать камни, подкладывая под колёса, водилам удерживать или яростно крутить руль. Жуть. А мы и это преодолели.


Отчёт. Подъём в-00. Пасмурно. Ночью было холодно - минусовая температура.

Вечером перед уходом в палатку было -1С.
Чиним 8-го. Непонятно что с ним. Бензина осталось 20 литров на машину.


На этом количестве надеемся спуститься в долину реки Кижи-Хем. До нее 9 км.  Написали письма о том, что у нас заканчивается бензин. +4С.
10-00 Пошел крупный снег. Ветер.

Выезд. Туман. Скрывает небо. Влажность в воздухе. Объектив сразу запотевает.
13-30. Выход из котловины преграждает большое озеро 400м на 200м. зажало в ущелье.


Правый берег – крутая каменная осыпь, снежник, медведь. Левый берег, увалы, осыпи. На первый взгляд – непроходимо.  Выходим через увалы к середине озера на левом берегу, осыпи проходим по воде. Крены в воде, валуны. 21-й подтопился, заглох. Эвакуация машины из озера
14-20. Вытащили. 2082высота. Обед. 21-й сушится. Не едет. Поддергиваем.





Каменный ручей. Спуск. Нереальные камни. Выкладываем местами. Но большую часть пути унимоги проходят ходом. Дисками скребут по камням. 8-й загибает валуном аккумуляторный отсек. Стоянка. 79 км нашего пути.
Проехали 2.1 км. Время движения: 8-30







29-30 день. 9-10 августа. Понедельник-вторник.
Оля. Утром вышли в долину какого-то безымянного ручья – притока Кижи-Хема. Очень красиво, дико, зелено.


Но самая ...опская ...опа была впереди. Продравшись по кустам, мы выехали к долине реки Кижи-Хем (Человек-река). И нам надо было спуститься к этой реке. С горы, поросшей лесом, всего около километра. С потерей высоты примерно в 400 метров... То есть вот гора как мы поднимались на Мус-Даг-Дабан. Только здесь длиннее, вниз, по нехоженому бурелому. Лес здесь мне напоминал чащи из наших старых киносказок. Мне иногда казалось, что даже старые пни ходят.
Остановились перед спуском на полудневку для разведки. Радостно налетели мошка и комары, доставали неимоверно!


Мы пытались жечь мох, чтобы отпугивать их, но, по-моему, эти вампиры решили, что это особая приправа и лезли с какой-то невменяемостью. И снова «Однажды начался дождь». К ночи поутих, но когда начали спускаться, зарядил по новой. Трава скользкая, зашибительский уклон, машины спускали по одной, сзади привязывали верёвку, её обматывали вокруг толстого дерева, пять мужиков держали верёвку. Машина ехала вниз, и если она начинала неуправляемо ехать, то веревку заклинивали на дереве и притормаживали. И дождь, мелкий, промачивающий всё вокруг.


Тут же образовывались ручьи. Когда мы залезли в самую чащобскую чащобу, у нас кончился бензин! По-моему это самый хреновый день в нашем походе. Сначала дождь. Потом мы свернули чуть-чуть не туда – взяли чуть правее. А в таких местах чуть-чуть очень даже считается. Шаг вправо, шаг влево и ты попадаешь в глубокий каменный овраг с сильным ручьём и поваленными деревьями. Первая машина упёрлась в такой овражек. Ясно было, что надо поворачивать и ехать траверсом по склону несколько десятков метров, что бы выехать на нормальный склон (ну как нормальный, ну чтобы не сваливаться почти вертикально). Ещё у одной машины что-то сломалось. Бензин кончился. А что бы мы не скучали у начальника в этот день был день рождения. В общем подарочек ему Демир-Тайгой был выдан по самые помидоры.
Две машины остались где-то в 300 метрах выше по склону.
Расположились мы лагерем на склоне, поставили палатки, развели костёр. На склоне рос мох. Мы его сразу же в тропы и полянку у костра вытоптали. По тропам и поляне сразу же потекли ручьи. Поставили палатки кто как, кто где. Утром народ в двух палатках проснулся в воде. Оказывается при усилении дождя место, где стояли палатки, превращается в ручей. Грустно вечером съели торт, оливки и так кое-чего выпили за именины начальника.


29 день. 9 августа. Понедельник.
Отчёт. Подъём в 7-00. Дождь. Туман. Дождь прекратился. Туман.
Сливаем бензин у 21-го. Отделяем от воды. Бензину хватит только на сегодняшний день.
Выезд в гору по карликовой березе. Все мокрое. В тумане.

Спускаемся в ручей. Едем по камням. После вчерашнего передвижение достаточно свободное.
1800 м.
1790 м. У 21-го кончился бензин. У всех остальных тоже заканчивается. До точки 83KM SPUSK 860 м.
Выходим к подъёму-спуску через сухой ручей. До точки спуск 572 м.
Обед. 1790 м. Появился комар и мошка.  


Подошли к точке спуск 83 км. Идем искать реальный спуск. Сильный уклон. Много завалов. У нас практически не осталось топлива. Нам надо по возможности съехать в долину реки Кижихем.
Слушаем переговоры по рации разведки. Ситуация сложная.
Возвращается разведка. Решаем двигаться завтра. Спуск ОЧЕНЬ сложный. Реликтовый лес с сильнейшими завалами. Сильный крен и крутые спуски. Нам надо еще сбросить высоты 400 м.
Пошел дождь. Дрова есть за водой идти далеко. Вырываем карликовую березу под палатки. Все мокрое. Когда идем спать, дождь заканчивается. Небо чистое. Звезды. Красота!
Проехали 3 км. Время движения: 8-30


30 день. 10 августа. Вторник.
Отчёт. Подъём 7-00. Дождь. Туман.  Сегодня день рождения У Олега! ))) Как приятно вылезть из теплого спальника! Все вещи мокрые. Палатка мокрая – капли стекают вниз. Сапоги идеально мокрые и холодные. На улице дождь.
К 10-30 дождь прекратился. Готовим машины. Переливаем оставшийся бензин в пластиковые бутылки и ставим в салон.


Для четкого контроля расхода и полной выработке на уклонах.  Если повезет то мы доедем до Кижехема. Все мокрое. Впереди много работы.
Поговорили по спутнику с Макаренко. Говорит, что Азазелло ищет спонсоров на вертолет с бензином.
Выезд в 11-00.
Спуск очень крутой. Все мокрое. Страхуем по очереди динамической веревкой обмотанной вокруг дерева. Пропиливаем завалы.
13-30 сбросили 90 м высоты

8-й заглох на крутом спуске, застрял в ручье. Льет дождь. Видимо кончился бензин. Начинаем разбираться. Нет. Бензин еще есть. Пробит бензобак. Снимаем в ручье. Глушим второй сообщающийся бак.
У 21-го и 8-го на исходе бензин. Видимо из-за того что мы разбавляли бензин соляркой машины не тянут. Топливо не хватит на спуск.
Разбираемся с 8-м. Не едет. Подтягиваем лебедкой. Пытаемся выровнить машину на склоне.

Льет дождь.
Темнеет. Решаем вставать на ночевку. День рожденья Олега.
Проехали 800 м. Время движения: 8-30


31 день. 11 августа. Среда.
Оля. Дождь, кажется, только усилился. Мужское население леса пыталось проводить проверку технического состояния автопарка. Высадили аккумуляторы, долго и методично копались в машинах. Я проводила ревизию продуктов. Надо было посмотреть – что у нас осталось и хватит ли нам на 2 недели. Кое-что пришлось ужимать… Но в принципе всё не так страшно, хотя меня пугали, что если мы застрянем на долго, придётся выдавать пакетики кофе по 1 на человека на день, и это будет и завтрак и обед и ужин… Всю дорогу пугали голодным трофи, в результате за экспедицию даже сало не доели. Чего пугать было! Реально не хватило перца, соевого соуса и прочей подобной фигни, а также чая и пряников.
Вечером решили, что утром надо идти за закладкой бензина, которую делали прошлой зимой. В 2009 году зимой народ приезжал на базу геологов в Ак-Суг, на снегоходах уезжали в горы и где-то на склоне, под какими-то ёлками оставляли 125 литров бензина в бочках. Записали координаты. Теперь до этой закладки надо было топать километров 35 без троп по горам, кустам и рекам, и тащить на себе этот бензин, частями разумеется. Вечером, на последнем издыхании наш ноут прислал нам сообщение с большой земли, что завтра, 12-го планируется вертолёт с 200 литров бензина, заказанный нашими друзьями и спонсорами.
Значит утром надо идти вниз в долину Кижи-Хема, километров 8 ниже по течению, встречать вертолёт, делать посадочную площадку и т.д. Долго обсуждали – кто пойдёт, кто останется. Было несколько вариантов: идут все, меня в лесу одну оставляют, идут почти все, даже я, кого-то одного оставляют в лесу (в лагере), идут не все, мне в охрану оставляют кого-нибудь. Больше всего мне понравилось, что хотели меня одну в лесу оставить. В глухом лесу. Где рядом медвежьи лёжки. И если вертолёта из-за непогоды не будет, то и на ночь. И после этого хотят, что бы у них адекватные женщины были в экспедициях! Слава богу, решили мне оставить на «съедение» двоих. Один ремонтирует машины и заряжает аккумуляторы, второй помогает ему и мне. В случае чего они бегут к подножью горы, чтобы подготовить площадку для посадки вертолёта и разжечь сигнальный костёр. Тоже идея шикарная - бежать вниз по склону!!!! Есть конная тропа, но она местами похожа по крутизне на лестницу-стремянку. Хотя, на самом деле, по фигу – сказали бы идти, пошла, плохо, но пошла, сказали бы сидеть одной, долго бы бухтела, но раз надо, значит надо…


Отчёт. Подъем в 8-00. Льет дождь. Ночью палатку затопило у Олега. На месте палатки ручей.
При заводке 8-го высаживаем в ноль аккумуляторы. 21-й и 10-й стоят в 300-х метрах выше по склону. Приносим аккумуляторы 21-го. Наполовину высаживаем и их. Нет зарядки генератора. Снимаем.
Решаем идти за бензином пешком. Идут все кроме Останьковича и Ольги. У 10-го тоже сели аккумы. Нельзя отправить почту. Компьютер не включается.
В 20-00 все уже ложатся спать. Завтра намечен подъем в 4 и две группы должны идти – 2 человека на базу Ак-Суг – 35км в один конец, через перевал Арыскан. 6 человек  на место нашей снегоходной закладки топлива – р. Соруг 25км через перевал Салтасты.
Ночью Олег идет наверх и делает контрольный звонок Макаренко, чтобы сообщить о принятых решениях и направлении выхода пеших групп, Но Макаренко сообщает, что завтра прилетит вертолет. Вылетает с Абакана в 15-00 – лёту ему 2 часа. Надо встречать. Только где непонятно. Вроде бы летит он на Аржан родоновый источник. Еще ему дали координаты точки 90KM KOLEA. Надо встречать и готовить сигнальные костры.


32 день. 12 августа. Четверг.
Оля. Не забываем что «Однажды начался дождь»и шел всю ночь.
И вот, день великого исхода наступил. Мужики взяли палаточки, спальники, еду и пошли.


А вот когда вертолёт прилетит – неизвестно. Потому что погода нелётная, дождь. Тогда прилетит, когда погода будет лётная. Остались мы в лагере втроём. Мои «помощнички» включили генератор для зарядки аккумуляторов и, сказав мне «Не бойся медведей, они ж не долбанутые, сюда приходить» ушли вниз на поляну разводить костёр, рвать кусты карлушки, чтобы построить аэропорт и взлётно-посадочную полосу для малой авиации. Осталась я наедине с дождём, костром и генератором. 6 часов долбящий генератор – это огфигеть как приятно!!! Я уже и не знала, что лучше – медведь в гости или работающий генератор. А в остальном не так и страшно – сидеть в лагере в глухом лесу на склоне Демир-тайги, одного из хребтов Большого Саяна. Действительно, медведи не долбанутые, лезть к машинам, костру и херпоймёшьчемвоняющему лагерю.
Вертолёт в этот день не прилетел. В сумерках вернулись двое, которые ждали внизу. И они ВЫКЛЮЧИЛИ генератор! Хорошо-то как. И не так страшно.

Отчёт. Льет дождь. Ночью палатки подмочило. С горы текут через мох ручьи. Все вокруг мокрое. Лагерь стоит на уклоне. Грязь. Ночью было еще очень холодно. Утром окружающие вершины все в снегу.
Группа уходит. Пух остается. Ставим на зарядку аккумуляторы. Машины разбросаны по горе. Идем вниз. Конная тропа. Вся в завалах. Мокро. Грязно.  Дождь. Берем палатку Сорокина для ориентира. Бензопилу. Выходим на поляну. Заваливаем сушину. Делаем шикарный костер. Дождь. Около костра сушимся. Только отошел весь мокрый. Одна кружка. Кипятим воду. Это ближайшая возможная точка посадки на Кижи-хеме.
В гору. Мокро. Подъем крутой. Поднимаемся под темноту. Поддерживаем связь с ушедшей группой. Ушедшая группа разделилась. 5 человек остановилась напротив Аржана (горячий источник) большая поляна, пригодная для посадки -  остов юрты. Хорошие ориентиры.
Сорокин и Булгаков перебродили Кижи-Хем таджикской стенкой с шестами,  и ушли на точку впадения Улуг-Даштыг-Хема, разведать местность и готовить сигнальный костер - точка 90KM KOLEA.  Группы держат связь по рации
Вертолет не прилетел. Звонили Макаренко. Он сказал что вертолет прилетит точно, но по фактической погоде.  Облачность ниже 2000м.
Дождь. отбой  в 22-00.



33 день. 13 августа. Пятница
Оля. Наступила пятница, 13-е. Закончился дождь, выглянуло солнце, сразу наступило лето и захотелось жить дальше с большим удовольствием.
Тут же прилетел вертолёт. Привёз бензин, потом он ещё слетал по координатам на нашу прошлогоднюю закладку и привёз ещё бензин прямо под нашу гору. Вертолёт был маленький, частный. На  вертолёте прилетели не волшебники, а какие-то мужики из Абакана. Вот для них развлекаловка была: а покажите машины – а они вот на этом склоне, метров 900 от нас – а долго до нас ехать – да пару дней будет.
Пришли в лагерь радостные бензоносы. Сейчас, думали, зальём бензик в машинки и поедем, только успевай к деревьям верёвки привязывать. Не тут-то было. Самая ближняя к лагерю, а значит сидящая во глубине ..опы, машина наотрез отказывалась заводиться. Перебрали всё, что можно было перебрать, продули какие-то фильтры и трубки. Хрен! Не заводится! Проверили аккумуляторы, переставили справа налево и слева направо. Нет искры. Камасутрили с немецкими этими машинами, как в тяжёлом немецком же порно. Смеркалось. Послали всё на … и легли спать.

Отчёт. Подъем в 7-30. Погода налаживается. Выглядывает солнце, облачность  поднялась
Прилетел вертолет. Сел у Аржана. Привез 200 литров. Вертолёт маленький - robinson.


Вертолет ради нас делает нереальное – слетал за нашей закладкой на Соруг. Мы счастливы.

Собираем группы,  поднимаем часть бензина на гору к машинам
Пытаемся завести 8-го. Что не делаем – не заводится. Чихает глохнет.
Решаем что сегодня пятница 13-е и хорошего помаленьку. Делаем технический день. Дозаряжаем аккумуляторы. Разбираемся с машинами.
Проехали 2 метра.

34 день. 14 августа. Суббота.
Оля. Утром – солнце, синее небо, птички поют. Настроение не очень – начинать заново. До стерильности вытерли свечи, ещё раз всё проверили – завелось, затарахтело. Что это вчера было?! Думаю, что это мистика – была пятница 13-е, значит нам не надо было никуда ехать. И как-то всё пошло, поехало. Слава богу – снялись мы с этого перекособоченного лагеря, оставив напоследок, бочку с памятной надписью, выпиленную просеку и вытоптанный пятачок в лесу на склоне. По-моему можно подивиться – как здесь можно было 4 дня жить???

И продолжился увлекательный, на 6-ю категорию сложности, спуск. Проехать-то всего оставалось метров 800, но по склону… не буду уже повторяться. С позднего утра и до позднего вечера спускались и не спустились.

Пилили, пилили, таскали брёвна таскали, Потом опять пилили и таскали, и ещё пилили и спускались.


Как, как народ не падал вечером, ещё раз хочу задать этот вопрос! Начало сказываться нервное напряжение. Как не поубивал друг друга?
Пока ползли как улитки по склону, вокруг всю собрали всю жимолость и выкосили все грибы, которые были похожи на съедобные. Оставили голодным местного медведя.
Опять пришлось ночевать в лесу, на склоне. Здесь было поровнее, посуше и мягкий мох. По крайней мере у меня под палаткой. Слева метрах 50 красивый, бурный горный ручей.

Отчёт. Подъем в 7-30. Пасмурно.
Выглянуло солнце. Снег на вершинах растаял. После дождливых холодных дней это кажется чудом. Можно хоть немного просушить вещи. Всё мокрое. Кругом грязь. Сапоги снять нереально.
Продолжаем ремонт 8-го. Не заводится. Все снова чистят настраивают и в итоге заводится. Появилась мошка и комар.
Пропиливаем доргу для эвакуации сверху 10-го и 21-го. Проводим до поляны. 21-й не тянет едет тяжело. Поддергиваем всё время веревкой. Иногда лебедкой. 50 метров едем 2 часа.
Финальный обед. Снимаем лагерь.


Оставляем бочку с надписью. «www.offroadmaster.ru 10-14 августа 2010. Терпела бедствие экспедиция 10 человек. 3 авто UNIMOG. Novosibirsk-Ak-sug.»
Пропиливаемся траверсом по горе и на лебедке с критическими кренами проводим 8-го. До остальной группы.
Начинаем движение вниз. Пропиливаем завалы. Углы очень хорошие. Страхуем веревками. Срываем местами грунт. 4 пилы работают не переставая. Завалы кругом.
Не успеваем выйти вниз. Остаемся ночевать в лесу. Темнеет. Ставим палатки снова на уклоне. Недалеко шумит бурный ручей. Он весь в завалах и больших камнях. Вода из-за скорости течения выглядит белой. Попадается черная смородина. Небо звездное.
Проехали 500 м. Время движения: 8-30


Фото: