Большой Саян 2010. часть 5.

35 день. 15 августа. Воскресенье.
Оля. И только поздним утром следующего дня вышли мы на простор речной долины. Здесь нас ждал бензин в бочках, что привёз вертолёт.

Остальной бензин ждал в районе радоновых источников на реке Кижи-Хем, и куда мы должны доехать и встать на днёвку. Отдыхать, париться в бане, принимать лечебные радоновые ванны и морально разлагаться.

Рыбаки бросили свои штурманские обязанности, схватили снасти и бросились ловить хариуса. Шикарная рыбалка на Кижи-Хеме. Самые жирные хариусы. Много. Вкусные. Спасибо нашим рыбакам за то, что рыбку ловят нам!
Все расслабились, начали улыбаться и шутливо материться.


Когда мы подъезжали к радоновым источникам, там стояли 2 аборигена из деревни Ырбан. Они в шоке: из таких гребеней вдруг выезжает три машины! Здесь никогда не было машин. Никаких. Просили сфотографироваться и обязательно прислать им фотки, потому что в Ырбане да и окрестных сёлах им просто не  поверят! Нам не жалко – пообещали.
Место, где выходит источник у аборигенов известное. В этих водах приезжают лечиться со всех окрестных сёл. (Это 150-200 км) Приезжают летом на оленях, семьями, стоят несколько дней, потому что надо несколько раз по 5 минут в день лежать в радоновой ванне. Вода тёплая, очень это похоже на источники на Калгутах, по дороге на Укок. Сделан сруб и купель. На склоне сделан из дерева желоб, можно стоять как под душем с тёплой водой.

Здесь мы встали на днёвку. Я пошла на источник искупаться. Встала под «душем». И так мне там хорошо стало! Стою просто под водой, струи текут, вода журчит... Полная отключка, как я не упала, сама не знаю. Много в этой воде находиться нельзя, а я выходить не хочу. Так мне хорошо было... Весь вечер ходила в полуотключке, потом добавила баню и 100 грамм. Вообще, чуть к звёздам не улетела... Благостное место.

Отчёт. Подъем в 7-00. Еще холодно, но солнце выглядывает из-за горы. Будет солнечно. Лес дает нам еще одну возможность его покинуть.  
Пропиливаем дорогу. Идем вдоль бурного ручья. Выбираем правильную траекторию движения.


Сорокин учел все рабочие моменты. и всё получается идеально. Много жимолости. Сделаем варенье.
Выходим на поляну. Здесь делал вторую посадку вертолет. Переливаем оставленное нам топливо.


Соругская закладка лежала в горах 1,5 года –бензин мутный, розового цвета – там растворился полиуретан и ржавчина.
Солнце. Едем по зеленке. Кижехем разделяется. При выезде садится 21-й. Выдергиваем.

Ищем объезды. 21-й садится. 8-й вытаскивает. Сначала дергает. Потом на лебедке. Клинит коробку передач. Разбираемся в чем дело. Crawler gear заклинило. Встаем на ремонт и обед. Снимаем gear – разбило корпус и сломало внутреннюю пластину. Ставим заглушку. Печально. Дальше будем без суперпониженной. Пошел дождь.
Отрядили рыбаков. Влад поймал первого хариуса на килограмм (!) в итоге к концу обеда наловил 6 штук. Фотосессия.
Едем дальше. Вдоль Киже-Хема. Аржан. Место где группа ждала вертолет. Еще закладка топлива.
Чум. Мужики из Ырбана с лайкой и двумя конями пришли лечиться на источник. Переходим реку и становимся на полудневку.
Идем на источник. Новый сруб поставленный буквально месяц назад.


Старый сруб разобран. А месяц назад пешая разведка сфотографировала это место. Тогда здесь стояли тувинцы.
Ставим баню. Паримся от души. Саня Сорокин подгорает на печной трубе. Делаем уху. Жарим хариуса. Едим варенье из жимолости. Сидим до поздна. Общаемся. Празднуем завершение перевалов Большого Саяна
Проехали 2.5 км. Время движения: 6-30




36 день. 16 августа. Понедельник.
Оля. Немного спустившись по Кижи-Хему, свернули направо вверх по реке Улуг-Даштыг-Хем.


В нижнем течении река идет по узкому ущелью, поэтому ехали по лесу. По дороге конечно же паслись на попадавшейся ягоде, и косили грибы. Потом шли по реке.


Отчёт. Подъём в 8-30. Пасмурно. Накрапывает дождь. Влад и Палыч ушли на рыбалку.
Выглядывает солнце. Можно постирать и посушить вещи.
Иду с мужиками местными на источник. Фото на память.


Искупался. Сегодня холоднее чем вчера.
Фото на память с мужиками из Ырбана. Мы еще их встретим. Они оставили свой адрес. Республика Тыва. Тоджский район.  
Высота 1336 м. Едем вдоль Кижи-Хема по зеленке. На второй (!) передаче.


Высота 1354 м.
Избы. Высота 1355 м.
Точка 90KM KOLEA
Едем в гору по конной тропе. Делаем разведку. Возвращаются рыбаки. Палыч наконец поймал большого хариуса. Едем в гору через лес по конной тропе.
Высота 1410 м. Перешли ручей Чемдыяк-Хем. 8-й прокачивает тормоза.

До питьевого источника Аржан 8.3 км по азимуту.  Едем по конной тропе. заваливает деревья бампером.
Высота 1430 м. Выходим к речке Биче-Даштыг-Хем. Ширина 20 метров.
Перешли реку. Поднялись на склон и едем по тропе. Встречается растительность красного цвета. Осень.
Палыч принес благую весть. Дальше небольшой участок относительно нормальной дороги по кустам.


Палыч не обманул. Только в одном месте свалились в ручей и пришлось подлебедиться. Высота 1450 м. Вышли к ручью. За ним впадение речки Аржан. Высота 1471 м.
У 10-го погнуло заднюю рулевую тягу. Встаем на ремонт и ночевку. 1462 м. Точка 53 ,563969  96, 790495
Проехали 6.3 км. Время движения: 5 часов.


37 день. 17 августа. Вторник.
Оля. Продолжаем движение по реке.

Сломался 8-й. Починились, поскреблись далее к нашей цели. Бензин расходуем экономно, в кабине стоит бутылочка со шлангом.


В кустах 10-й рамой сел на валежины. Два бревна крест-накрест лежат, их в зарослях не видно. Пришлось выпиливать. Потом сломался 8-й. Пару часов ремонтировались. Саня облазил окрестные кедры, набил мешок шишек. Шишки зеленые, надо в костре обжигать. Хорошее дополнение к рациону.
Очень неудобный берег реки, узкие места проезда, огромные камни, заросшие кустами, в одном месте пришлось ехать по узкой полоске между невысоким обрывчиком и огромным снежником. Ширины расчищенной от кустов «дороги» хватало на одну машину. Потом у 21-го опять что-то сломалось.



Отчёт. Подъем в 7-00. Накрапывает дождик. Прохладно. +3С.
Чиним машины. 10-й занимается тягой. 8-й чинит тормоза. Вчера оторвали глушитель. Решили на место не ставить. Выезд в 10-00.
Едем по конной тропе вдоль Аржана.






Переходим с полки на полку. Камни. Завалы.
Дальше прижимы и по речке ехать нельзя. Огромные валуны. Решаем объехать по горе. Пропиливаемся.

Обед. Поляна голубики. Солнце. Едем по конной тропе. Вышли к реке снова с горы. Высота 1558 м
Петляем вдоль речки. 1576 м .
Замыкание у 8-го. Разбираемся в чем дело. Сгорел стартер. Перебираем и собираем из двух один.

Снежник высотой 1.8 метра! Видимо в этом месте сошла лавина.

Встали на ночевку. Солнце уже зашло за горы и впереди открывается грандиозный вид на суровые горные пики покрытые снегом. Точка 53 ,541779  96 ,764603
Приходит Палыч с дальней разведки. Рассказывает про предстоящий путь. Видимо он ходил на перевал к Арыскану. Там же шла пешая разведка. А нам надо недоезжая до минерального источника Аржан 500 м, свернуть налево. Об этом же нас предупреждали мужики из Ырбана.
Дичь Палыч не встретил. Зато нашел большой гриб.
Жарим на костре кедровые шишки. Сорокин набрал пол мешка.
Проехали 3 км. Время движения: 9-30.


38 день. 18 августа. Среда.
Оля. Оказалось, что у 21-го сломался правый бортовой редуктор, задний. Вывалился кусок коробки, сломался зуб шестерни. Делали полдня. Если бы я знала, что будем сидеть на месте так долго, сговнякала бы каких-нибудь «залепух», благо было из чего. А так, народ остался без вкусностей, только полмешка шишек сожрали.
Поехали после обеда, повернули налево на реку Аржан-Хем.


Это река, на которой те же самые аборигены лечатся. Только здесь они несколько дней пьют воду. Вода сладкая, газированная, очень-очень вкусная. И до хрена мошки... Всё лето мошка кормится на оленях, которые здесь пасутся, пока больные лечатся. Потом олени уходят, а мошка остаётся. А тут мы...
На вечерней стоянке скормили полкотла ужина местным богам. Лагерь стоял на склоне. Костер тоже. В один прекрасный момент тренога с котлом вдруг упала, полкотла вылилось. Не ожидала, что местные боги такие любители горохового супа. Главное - не успели закинуть шкварки с тушняком...

Отчёт. 7-40 подъём. Солнце только вышло из-за гор. Холодно. +2С. На палатках иней. Гриб найденный накануне Палычем замерз до состояния кирпича.
21-й обнаруживает в заднем левом редукторе отсутствие масла. Разбирается в чем дело.


Расколот редуктор и сломаны шестерни. Это фактически такой же «грибок» которые ломались на УАЗах в СМ2008. У нас есть запасной редуктор. Встаем на ремонт. Выпрессовываются подшипники.
Солнце жарит. Контраст после очень холодной ночи. Удается наконец просушить вещи и палатки. Сорокин добывает кедровых орешков. Как горная обезьяна лазит на самую вершину высокого кедра за шишками.
Посмотрели фотографии пешей разведки.






Предварительно определили фотографию нужного нам перевала. Фото обнадеживает. Видимое препятствие – это финальный подъем на перевал по камням.
Выезд. Переходим ручей. У 10-го течет масло. Разбираемся в чем дело. Видимо с вечера в масло попал бензин и когда тронулись масло выдавило через щуп. Надо по хорошему менять масло, но решаем двигаться дальше. Едем по конной тропе. Но в итоге забираем выше по склону.
Поехали в гору. Высота 1737 м. До Аржана по прямой 1.8 км. Заход на перевал Салтасты еще не виден, но виды завораживают впереди.
8-й садится в болотине – за кедр лебедкой. Кедра – Сорокин ободрал. Дальше опять болотина. 8-й садится. 21-й тоже садится. Лебедимся за 10-го. Несколько раз садимся в болоте. Вечереет . Решаем остановится на ночевку под кедром.
Проехали 2 км. Время движения: 9-30.


39 день. 19 августа. Четверг.
Оля. Сначала хотели подниматься на перевал (назовём его Арыскан) хребта Даштыг-Хем, но пешая разведка сказала, что он реально непроходим. Если Салтасты просто непроходим, но вы же… это… ну того… То на Арыскане точно делать нечего. Но через Салтасты на 30 км. дальше.
Опять начались склоны с опасными уклонами, грёбанной карлушкой и мерзким болотом.


Кусты, кусты, а под ними ручьи и всё это по склону. Какая эта мука ползти по такой ...опе. Чуть выше на склонах ущелья растут в основном кедры. Они такие красивые, большие, пушистые. Такие величественные.
Поднялись мы немного, закончилось болотина, кусты не так мешают, хорошо так. Какое-то другое настроение стало. То ли понимали, что немного осталось, то ли что уверены были, что пройдём...
Вот опять встали непосредственно под перевалом, надо отдохнуть чуток и провести разведку самого тяжёлого участка. Опять проверка машин и ремонт.



Отчёт. Подъем 7-30. Ночью был минус.
Пешком на Аржан. Стоянка оленей. Кусты с табличками. Настоящий минеральный источник.


Вода пузырится из земли. Красно-бурые камни. Набрали канистру воду. На горе идет разведку. Брусника. Голубика.
Разведка перевала Салтасты  вверх по тропе, дорога из розовой крошки. Туры из камней на серпантине - вывод ехать нельзя, Вниз по каменному ручью  – тут вообще ехать нельзя. Курумкан угробим машины. Решаем подобраться поближе к перевалу и там видно будет.
Заболоченная подошва. 10-й проехал. 8-й садится. Выдергиваем назад 21-м. Болото. На лебедке затаскиваем.


Карликовая береза. Крутой подъем. Заходим на широкую террасу.
Шерсть оленя. Ставим лагерь. Внизу точка 100KM ARJAN
Все идут на разведку. По каменному ручью ехать очень сложно. Практически километр. По большушим валунам. Очень трудозатратно. Около недели. Машину будут работать на износ. Не хватит сил и продуктов. По конной тропе слишком большой уклон. Камни. Тропа сильно петляет.
Решаем пробовать по тропе.
Жарим кедровые шишки. Еды осталось мало. Пока есть, но рацион мы уже урезаем. Благо дело вокруг много голубики.
Проехали 900м. Время движения: 9-30.

 
40 день. 20 августа. Пятница.
Оля. Пока народ собирался, пошла смотреть наверх – что же перевал такой Салтасты?


Наверху Салтасты мне почему-то напомнил Укок. Тянет всё-таки туда. Кто там побывал, может равнодушным остаться и жить дальше. А есть глупые люди, которые открывают там своё сердце. И тогда сладкая отрава Алтайских гор проникает в самые уголки, и человек хочет вернуться ещё и ещё туда же, в то же место... В общем, с этим плохо всё.

А в это время народ начал подъём, на который без содрогания не взглянешь. Кустов нет, канаву для страховочных тросов не рыли, привязываться не к чему. Первая машина (10-й, только у него осталась приспособа «Crawler gear» для суперпониженной скорости) без страховки должна подняться по конной тропе. А ещё и обсуждение было: может лучше по каменному ручью подниматься. В нём если что далеко не улетишь, ну ё...шься пару раз, хоть будешь как живой, будет что привезти домой. А с конной тропы улетишь и собирать нечего будет – где машина, где пилот не разобрать...


Всё равно решили по тропе подниматься, потому что наверху каменного оврага затык, машинам не подняться. А мне опять надо было снимать на видео: очередные работы на каменоломне для расширения тропы в типа дорогу, толкание машины в гору и т.д.

А потом оставшиеся две машины на лебёдке поднимали уже в "лоб", в гору, по куруму, без каких-либо страховок  и прочего. Вот уж точно, если бы лебёдка порвалась – летело бы далеко и долго и что бы долетело до низа не понятно.



Мне здесь было реально страшно. Я что-то поснимала и сказала вы как хотите, а я это снимать больше не буду, потому что я не могу на это смотреть, мне от этого зрелища плохо делается... Стоит машина на полочке мордой к обрыву, тянет лебёдкой снизу другую машину, и у неё отрываются задние колёса от земли сантиметров на 30, и кажется, сейчас машина эта мордой вниз кааак улетит, навстречу той, нижней. И дружно, в связке и до низа...

И я пошла собирать свои вещи, и перебираться наверх. Потому что лагерь остался внизу. А я себе решила, что внизу я не хочу ночевать. Наверх значит наверх. А то сейчас всё затащим, потом вниз идти спать, потом утром на себе всё тащить. Поэтому я два раза сходила вниз-вверх и чуть не сдохла от этого. Хоть часть вещей и доехала на машине, всё равно много пришлось нести. Доползла до места ночёвки... Нахряпалась коньяку, было мне очень весело, правда почему-то везде мне мешали кусты и неровная земля кругом была.
В первом часу ночи вышла из-за гор луна полная. И такой восторг охватил! Просто дух захватывает, какая красотища! Горы, луна, звёзды! Жаль возможностей наших фотиков  не хватает передать всего этого.

Отчёт. Подъем 7-30. В 12-00 трогаемся вверх к заходу на перевал конной тропы.

Обед. Сняли хозяйственную часть лагеря. Палатки решили остаться т.к. дальше нет нормальных мест для палаток.
Строим дорогу. Лом, кайло. Ровняем конную тропу.



Пускаем 10-го вперед. На удивление едет! Помогаем ему ехать толкая. Переставляем по полочкам.

Затаскиваем на лебедках 8-го и 21-го. Работы много, но все возбуждены успехом.

Солнце скрывается за горами скоро будет темно. Проводим уже в сумерках машины на последнюю полочку перед вершиной. До самой вершины мы не доехали, но технически перевал взят!
Быстро готовим ужин. Радуемся победе.
В темноте вереницей спускаемся в базовый лагерь. (Странно. Я точно помню, что ночевали наверху! Видимо, разделились. – прим. моё, 2019) Дорога петляет в темноте. Местами крутые спуски. Идти на удивление долго. Как мы тут ехали? ))) Зажигаем костер и еще немного сидим общаемся около огня. Небо чистое и звездное. Настроение непередаваемое.
Ночью около 0С.
Проехали 700 м. Время движения: 8-30.



41 день. 21 августа. Суббота.
Оля. И вот пройден наш последний перевал.


Теперь километров 30 и дорога. А где дорога, там и конец трофи.
У народа сразу же настроение другое, очень быстро-быстро ехать домой.


Спустились мы с перевала, вдоль ручья, опять по лесу, с кренами, пилением неугодных деревьев и прочими прелестями. Встретили аборигенов-тывинов из деревни Ий. Ехали на лошадках на минеральные источники. Надеюсь, что они не сильно расстроились, когда увидели развороченную конную тропу.
Наследили мы на Саянских склонах немало.


Вышли к реке Соруг. Шли вверх по течению. Опять сломался 21-й.

Отчёт. Подъем в 8-00. Пешком в гору до машин. Солнце.
Выезд. Тропа под уклоном.

Фото на память на вершине перевала. Оставляем бочки с надписями.


Сооружаем памятник и оставляем различные мелочи автомобильной тематики. Свечи накала, авто антенны и т.п.
Высота 1859 м. Солнце жарит +28С.

Начался уклон и деревья. 1977 м. Решили надуть колеса.
Обед. Встретили тывинцев на конях. Едут на Аржан купальню.


Сами из селения Ий. В 200км. На вопрос откуда говорят – местные.
1760 м. Поехали дальше. Бензина не много, до Ак-суга должно хватить. Едем по конной тропе. Сильные крены. Отвешиваем машины.


Местами встречаются каменные осыпи. Большие камни.
Высота 1717 м. До реки Соруг 700 м. Там заканчивается наше первопрохождение.


Дальше ездили украинцы. Приходит письмо от Макаренко про понтоны. Нам предстоит форсировать большую реку Хамсару. Украинцы оставили нам понтоны и договорились с местными, кто будет на лодках помогать нам в переправе. Местные тывинцы, которых мы встретили переправлялись через реку на самодельном плоту.
Много мошки. Комар. Кедров мало. Только начали попадаться – до этого были одни лиственницы.
В 17-30 вышли к реке Соруг. У 21-го кончился бензин.


Пока он заправляется мы обнаружили поляну с брусникой.
Начинаем садиться в болотине. Вытаскиваемся.  21-й не едет. После заправки видимо загрязнились свечи. Берем его на буксир и тащим до будущего места ночевки.  Встаем на ночевку. Точка 53,465739  96 ,794136 До точки база Ак-суг осталось 14.2 км по прямой.
Проехали 9.2 км. Время движения: 9-30.


42 день. 22 августа. Воскресенье.
Оля. Погода шикарная. Солнышко, тепло. Горы в ярких красках осени. Золотые и багряные листья деревьев и кустарников. Кое-где ещё зеленая трава, скалы и местами белые снежники. В Саянах началось бабье лето.
Потом был не то чтобы перевал, а так водораздел. Ехали вверх по реке Соруг.


Река вытекает из очень красивого озера.
Сломался 21-й. ремонтировался. Рыбаки пытались ловить рыбу в озере. В прозрачной воде видно, что озеро обитаемо, мелкая рыбешка, что-то вроде пескарей.

Проехали озеро, проехали перешеечек метров 100 и всё – здесь уже другое озеро, другая река – Ак-Суг, и течёт она в другую сторону.

Между старой и новой базой геологов у 10-го начались проблемы с тормозами.


До базы ехали на последних каплях бензина. Переливали в бутылочки из одной машины в другую. Оказывается это очень популярная у трофистов игра - отними бензин у товарища. Приехали на базу геологов, затарились бензином и прочими жизненными, для авто, жидкостями. Предложили в столовой компот и хлеб. Народ давай хлеб метать да ещё с какой-то зверской самодельной аджикой и запивать это компотом… Завхоз посмотрел на этот голодный табор и накормил нас пельменями с лосятиной. Вкусные !!!! Офигеть какие вкусные!
Закупили хлеба еще, пряников и чая. Спасибо им за все вкусняшки!

И помчались дальше – домой, к близким людям и пирогам.



Отчёт. Я встал в 6-00. Уже солнце вышло. На траве иней. Ночью был минус. Искупался. Пока все спали вскипятил воды. Сходил принес 20 л. Настроение необычайное. Сегодня видимо будет последний день перед Аксугом. Бужу Лешу – ему нужно сделать свою машину. Ему все удается.

Выезд в 9-30. Высота 1780 м. Впереди перевал.
У 8-го кончился бензин. Заправляемся. Бензина осталось мало.


Сегодня мы должны доехать до Ак-Суга. По прямой до него 12.6 км.
Озеро Эдер-Холь До Аксуга 11 км. Высота 1768.
Крены. Отвешиваем. Местами болотина.
Виден старый нежилой поселок Аксуг. До точки Аксуг жилой 9.8 км. Накатанная дорога.

Нежилой Аксуг – Домики. Зимник. Брошенная старая база геологов. 8.5 км осталось.


Дальше дорога накатанная. Встали на ремонт. У 10-го оборвало тормозной шланг. 10-й делает тормоза. 8-й тоже решил подделать. Передних тормозов уже давно нет. Солнце жарит. В кабине +42С. (!)
Осталось 4.4. Кончился бензин у 8-го. Дорога разбитая, но есть.
Осталось 2.9 км. У 21-го кончился бензин.
Осталось 1.7 км. Местами разогнались до 20 км/ч. Высота 1467 м.
Осталось 1.4. На карте обозначение Изба. Стоят цистерны с топливом.

14-45 – АК-СУГ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Огромное спасибо геологам! Они нас снабдили всеми нужными продуктами. У них есть Интернет. Довольно скоростной! Отправил 18 фотографий на почту Макаренко. Вышел на наш форум – написал сообщение: Мы в Ак-Суге! Спасибо геологам!
Накормили обедом из пельменей. И самое главное продали бензин. 200 литров. Нам в притык должно хватить, чтобы выехать до трассы.
На заправке 8-й заметил под машиной капли масла. Оказывается открутилась пробка на коробке!!! Произошло это недавно и масло в коробке еще было. Поставили пробку и залили масло.
Фото на память и в путь! На датчике Гиса 13.3 Сбросил.

Подъем в перевал. Машины начинают греться. Температура за 100С. Должна быть  80С.
На  Ак-суге я спросил прогноз погоды. Сказали что по местному метео прогнозу – давление падает – видимо будет дождь. Посмотрим.
Чистим радиатор. Высота 1592 м. Дальше перевал продолжается. На улице жарко. В салон +30С.

Высота 1693 м.  
1750 м. 10-й греется. Остановились Остываем.
За час проехали 7.1 км! Это по перевалу. Высота 1797 м.
Перевал Манза. Вверху озера большие. Высота 1855 м.
Высота 1882 м. Вагончик. С евроокнами. Наклейка СМ и Украинцев.
Сворачиваем с дороги к озеру. Здесь будем вставать на ночевку. Решаем баню не ставить. Будет на Хамсаре. Встаем на ночевку. Здесь должна быть рыба. Высота 1709 м.
Проехали 33.8 км. Время движения: 10-30.

 
43 день. 23 августа. Понедельник.
Оля. Ночевали на красивом озере, здесь была последняя в сезоне рыбалка.


Очень много хариуса самых разных размеров. Поймали одного ленка.
Неинтересно рассказывать про дорогу – скакали и скакали по кочкам и ухабам. Пейзаж хоть и своеобразно красивый, но однообразный, здесь бы на лошадках проехать, неторопясь, с остановочками и обозреванием пейзажа.
Дорога пыльная и тряская. Очень утомительная.

Отчёт. Подъём 7-00. Солнце. Палатка вся мокрая от инея.


Пошел искупался в озере. Влад и Палыч ушли на рыбалку. Остальные занялись машинами. Надули лодку Сорокина. Маленькая лодочка. Но поплавал даже я.
10-й сделал тормоза. 8-й сделал световые приборы, глушитель, тормоза и заднюю тягу панара.
Вернулись рыбаки с уловом.

Влад поймал большого ленка. И вообще поймали много хариуса. Обед. Соленый хариус со свежим хлебом ))))

Выезд. Жарко. Вышли на летник. У 21-го кончился бензин.  Высота 1584 м. До точки Подбаза 41.2 по прямой. Брод через р. Биче-Кадыр-Ос
Пошли на перевал Монза-Арыскан. Едем в перевал.

Перевал Монза-Арыскан. Высота 1800 м. Идем на спуск.
Остановились на 10 минут проверить тех. Состояние машин.
Вагончики. Высота 1500 м. По точкам метели 2008 здесь указана точка болото. До подбазы 25 км.
Точка подъём Ручей Чазаг пустили по новому руслу. Разбитая дорога. По колеям с водой. Обозначена как фака. Стала попадаться береза. У 21-го кончился бензин. До подбазы 21.1. Бензин у нас заканчивается. 21-й с выезда заливал 20 л. На месте остановки остатки колючей проволоки и изгороди. Едем дальше.
Высота 1235 м. Дорога стала лучше и местами включаем 5-ю передачу.
Высота 1197 м. До подбазы 11.6
Долина  реки Чазаг. Высота 1160 м.

Подбаза. На базе один человек. У него нет связи с внешним миром. А без ведома начальства он не может дать бензин. Пытаемся связаться с начальником в Новосибирске Почикаевым Сергеем Викторовичем. Позвонили Куликову. Он не приедет у него проблема с машиной.
Дозвонились по спутнику до начальника. Он дал добро на 100 литров топлива. Переливаем.
Нас приветствуют. Общаемся. Поздравляют. Наша сегодняшняя цель – брод на р. Чеваш. До него 32 км по азимуту. Сегодня предстоит ночное трофи )))
В путь. 8-й греется. Чинимся. До брода 25.2. Поехали
Остановились на ручье промыть радиатор. Забился от грязевых ванн. На улице +20С.
До брода 10 км. Брод через Чеваш. Лес. Береза. Решаем вставать.
На ужин едим слабосоленного хариуса.
Проехали 98 км. Время движения: 10-15.


44 день. 24 августа. Вторник.
Оля. Вброд преодолели реку Чаваш, наконец-то мы добрались до реки Хамсара (Хам-Сыра).


Съездили в деревню Ырбан, сходили в гости к товарищу, с которым познакомились на Кижи-Хеме, поставили печать в маршрутной книжке и пробежались по магазинам.
На Хам-Сыре, оказывается, будет происходить самое интересное. Переправа через упомянутую реку. Река довольно широкая и довольно глубокая. Мостов нет, парома нет (затонул лет 6 назад). Я и не знала, что это одно из самых увлекательных частей нашего трофи! Геологи переезжают реку на лодке, всё что тяжёлое едет поздней осенью машиной «Урал», осенью река мельче и можно в паре мест переехать.
Небольшое отступление. На старте вместе снами выехала команда из Украины, которые должны были ехать нам навстречу. То есть мы едем Нижнеудинск-Кызыл, а они Кызыл-Нижнеудинск. И где-то в горах мы должны были встретиться. Украинцы для переправы через Хамсару приготовили специальные понтоны. В общем ребята маршрут не прошли и вернулись, а понтоны оставили нам у мужика, который занимается извозом на реке.
Вот этими понтонами мы и должны были воспользоваться. Из деревьев связать раму, к которой привязывались баллоны, потом это чудо инженерной мысли надёжно привязывалось к машине, потом эта халабудина цеплялась к моторной лодке. Моторная лодка ехала, давая направление до противоположного берега. В принципе, как только колёса у машины отрывались от дна, вся эта конструкция становилась почти неуправляемой. (мне почему-то вспомнился анекдот: А теперь, пристегните ремни, и мы посмотрим, как вся эта херня попытается взлететь)

Здесь мне тоже было страшно смотреть. На перевале было понятно, что машина ёкнется вниз, и видно, где лежит, а здесь – уйдёт под воду и всё, не видно ничего. Но и это мы прошли. Особенно мучились с пустой рамой, которую надо было перевезти на другой берег против течения, чтобы переправлять следующую машину. Дерево намокло в воде и конструкция стала неимоверно тяжелой, но за счёт понтоном плавучей. Лодка не тянет, её сносит вниз по течению. Кое-как дотащили раму до другого берега. Там машиной тянули вверх по течению к месту старта. Мужики, шагая по воде, направляли понтон вдоль берега.


Смотреть на этих «бурлаков» было невозможно – казалось, сейчас они просто упадут, ручки отпадут, ножки отстегнутся, язык отвалится.
Первым на сплав вышел 8-й, потом, почти в темноте – 21-й.



Отчёт. Подъём 7-30. Пасмурно. Вокруг березки
Влад и Палыч ушли с утра на рыбалку. Палыч поймал хариусов. Влад нашел яму где есть таймень. Взять не удалось.
По спутнику позвонили лодочнику. Он обещал привезти понтоны
Брод через реку Чаваш. Долго ходили искали вьезд. 90 метров ширина.

10-30 Запускаем 10-го страхуем веревкой. Не сильно глубоко – по колесо. 21-го запускаем. 8-й пошел заглох. Но завелся и проехал.
Едем к Хамсаре. Находим место старой паромной переправы. 8-й и 21-й остаются делать плот, а 10-й едет в Ырбан. Навещаем мужиков встреченных по дороге. Угощает вареньем из ревеня, домашними сливками и чаем. Фото с внуком на память. (Фото, которые мы сделали на Аржане и в Ырбане были переданы в 2016 году во время нашей поездки в зимнюю Тоджу)

Ищем магазины. Не работают. Электричество дают в день на час. Вернулись к нашим. Они уже сделали каркас для понтонов.




Сами баллоны уже привезли. Они выглядят маленькими по сравнению с нашими машинами. Но и на том огромное спасибо украинцам.  Укрепляем каркас. Усиливаем конструкцию. У нас был опыт спуска на воду Лэндкрузера в 2005. Но тогда это было дома на спокойной воде. Здесь же полный экспромт. Волнуемся, но работа кипит.

Все готово. Обедаем и с подвязанной конструкцией выходим на косу. К месту захода в воду.
Думаем, что уже поздно и лодочник не приедет. Но он появился. 18-00 Спускаем на воду 8-го.


В лодке руками держим привязанный к машине фал. Работают двое.
Машина поплыла! Самый волнующий момент. Работает! Течение подхватило машину и понесло.




Лодка корректирует движение. Ширина реки больше 200 метров.
Вышли на косу на другом берегу. Колеса машины коснулись камней. Она поехала сама. Мы проехали!!!
Но всё только начинается. Машину нужно снять с каркаса и переправить обратно плот.
Камни покрыты илом. Ноги скользят. Машину отцепляем от подвязок. Но съехать с каркаса машина не может. Подкладываем доски. Их ломает. Пытаемся залебедиться за поваленные деревья – не держат. Достаем удлинители. Зацепляемся. Сдуваем колеса. Все происходит в холодной воде на скользких камнях. Около часу. За нами наблюдает лодочник.

В итоге нам все удается. Ломами сдвигаем плот на воду. Его подхватывает лодочник и плот поплыл.
Подьезжает гидроход. Это геологи из Кызыла. В этом месте у них назначена встреча. Они с удивлением наблюдают за нами.
Лодка тем временем пытается протащить плот против течения.


Но её начинает сносить. Удается причалить ниже на другом берегу. Гидроход поспешил на помощь. Они цепляют плот. И …ничего не выходит... Ему удается только немного сдвинуть против течения
10-й спешит на помощь по берегу. Цепляют и медленно потащили против течения!

Готовят к спуску 21-го. Темнеет. В полной темноте 21-й заходит в воду. Поплыл. Ничего не видно. В результате машину сносит ниже того места где мы выходили из воды. Но все проходит удачно.
Точка 52 ,746104 95 ,854625 Высота 859 м.
Проехали 4.7 км. Время движения: 10-15.

45 день. 25 августа. Среда.
Оля. Утром благополучно переправили 10-го.
И опять дорога, от реки и до Бояровки, где появляется первый асфальт, тяжелая, пыльная, вытряхивающая душу из тела. Судя по всему все дороги Тофаларии и Тоджи чудовищные.

Отчёт. Подъём. Пасмурно. Хорошо, что нет дождя.
Вместо завтрака снимаем с плота 21-го.


Подцепляем им плот и тащим против течения. Женя на лодке подхватывает плот и по диагонали заводит на противоположный берег. Там подъезжает 10-й и по налаженной схеме дотаскивает до места захода на брод. Все приготавливают и последняя машина съезжает в воду.


Подъезжают геологи посмотреть на шоу. Машину сносит по течению ниже наших предыдущих точек. Но все нормально и машина причаливает. Всё! Переправа закончена.
Провели 10-го.




Жене отдаем канистру 60 л. из под топлива. Олег дарит 10 м. синтетического троса. И с нас берет 10 т.р. за работу.
Техническая работы. После гор и воды осматриваем и по необходимости меняем все масла: в мостах, коробке, двигателе. При осмотре 10-го обнаружили что сломалась лебедка. Кардан отвалился. Пошел мелкий дождик. Много комаров и мошек. Комары лютые жгуче.
Поехали по старой заросшей дороге. Она обозначена по карте. Начинаются завалы из деревьев.


Разворачиваемся. Пытаемся ехать по другой дороге, но там тоже большие завалы. Прямо очень хорошие завалы. Это зимник. Видим след ЗИЛ-а. Видимо он доехал до завалов и дальше не поехал. Место где высаживались украинцы.  Дорога грязевая колея. Впереди нам надо переехать Ий-Хемский хребет. У 21-го машина барахлит. Встаем на ремонт. Заодно обедаем. Вокруг море брусники спелой. Набрал ягоды в емкость. Едем по хребту. А выглядит как по равнине. Высота 961 м.
Высота 986 м. Колеи. Грязь. Пасмурно.
Кончился бензин у 21-го и 8-го.
Река Бий-Хем (Большой Енисей). Покосы с сеном. Первые люди. Поселок Ий. Нам машут руками. Два непонятных местных. Один поднял камень, но другой не дал ему кинуть.
Началась поприличней дорога.  До Тора-Хема 11.5 по прямой. Поселок Салдам. На причале стоит Заря, которая ходит в Кызыл.
Тора-Хем. Прямо на перекрестке закончился бензин. На буксире до заправки  1 км
Заправились 300 литров АИ-92 по 27 р. Есть  великолепная связь. И Билайн и Мегафон и МТС.

Вытащили из кювета местный синий москвич с пьяной молодежью. Нам сказали что читали про нас в газетах. Встретили местного гаишника прямо около знака грузовым запрещено.
Новый мост через реку Тора-Хем. Паромная переправа через Бий-Хем.


Сначала переправляем 10-го и 21-го. Темнеет. Заезжаем на паром. С парома. 400 р. За переправу.
Р. Ээн-Суг. Остановились набрать воды. Надо вставать на ночлег. +15 С.
52 ,289058 96 ,065427 Хорошее место на берегу Большого Енисея
Проехали 70 км. Время движения: 7-30.


27, 28, 29, 30 августа. 46-48-й дни.
А далее, по асфальту просто гонка – ехали и ехали – домой.
А из отчёта даже брать не стала, многие эту дорогу знают.
Финиш.
Всё постепенно уходит, не остаётся ощущений, не остаётся чувств, не остаётся переживаний. Опять тишина и работа.




P.S. Нашла сказку:
Сказка о происхождении тофаларов. Пришли три человека. Один был бурят, другой-тувинец, третий – татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.

Фото: