Про Укок и Ажу. Часть про Ажу

06.07 т/б «Ак-су» – выс. 2823,0 м. (ист. р. Тюнь) – т/б «Ак-су» туда-сюда 10 км. База стоит на очень приятном месте – на слиянии рек Джазатор и Тюнь, домики довольно далеко от дороги. В домиках мест не много, но есть огромная территория под палаточный лагерь.


С утра поехали в Джазатор. Там есть МТС, АЗС, магазины и Почта России чтобы поставить отметку в книжках. Перед Джазатором с удивлением обнаружили погранпост со шлагбаумом и суровыми пограничниками. В очередной раз собрали паспорта, пропуск, и минут 25 мы ждали, когда всё проверят. Я позвонила хозяину базы. Когда он услышал, что у него ночью поселилось 20 человек, то вначале потерял дар речи. Потом пришёл в себя, быстренько приехал на заправку, чтобы посмотреть на нас. Тем более, что этого человека я знаю, когда-то путешествуя с археологами, мы с ним общались и заезжали в гости. Кажмухан, так зовут хозяина базы, поведал нам, что совсем недавно через Джазатор в районе выхода на Бугумуюз построили мост. Вот это новость! Мы заправились, совершили набеги на магазины, народ закупил запчасти.
Давно я не ела вкусный хлеб, и вот вдруг неожиданное счастье – необыкновенный хлеб, который пекут в Джазаторе.

Вернулись на базу, по плану у нас экскурсия на смотровую площадку на высоте 2823,0 м. С неё можно полюбоваться на окрестности и г. Иикту. Поездка только с проводником с базы, т.к. дорога проходит по территории маральника и ворота на замке. Ехали неторопливо, было всё – броды, камни, уклоны, травянистый крутой подъём, подболоченные луговины.

Облака постоянно держат в неведении нас – покажут нас красоты или закроют от нас всё. Наверху оказалось очень холодно, по зимнему пронизывающий ветер, и низкая температура. Истоки реки Тюнь, перспектива на Укок смотрелись отлично, а вот Иикту спряталась от нас в облака.

Замёрзли, начали спуск. Наш Бегемот отстал на высоком травянистом подъёме, решили помогать лебёдками подниматься. Подняли до ровной площадки, но надо ещё чуть-чуть подняться самостоятельно.

В один замечательный рывок раздался характерный хруст в главной паре редуктора переднего моста, и автомобиль в миг стал заднеприводным. Вытащили хабы.
На ремонтные работы потребовалось 1 час. А ещё спускаться по скользкому травяному склону и ехать до базы. На крутом мокром спуске сзади якорили Белкой. Маленькая Белочка болталась на хвосте больше для успокоения совести, чем реально тормозила тяжёлого Бегемотика. Выводили на буксире ДимДимычем. Вечером  устроили пир на весь мир – обалденные плов и шурпа из барана. А мясо марала оставили на шашлыки на следующий раз. Поставить палатку – 350 руб. Койкоместо в домике – 400 руб./сут. Баня – 150 руб./чел. Кажмухан владеет маральником, поэтому все продукты мараловодства к услугам гостей базы.  

07.07 т/б «Ак-су» – ур. Ажу. Ехать километров 90. С утра вспомнили, что сегодня весёлый праздник Ивана Купала. Малые и большие дети поздравили друг друга обливанием из бутылок, тазиков и вёдер.

Пора и ехать уже, у нас не все ещё запланированные приключения пройдены. По дороге посетили новый мост. Мост контролирует погранпост. Видимо не пускают без пропусков и проверяют тех, кто выходит с Укока через перевал.

Едем до реки Тара (Дара). После моста поворот налево. И здесь нам приходится ненадолго расстаться с частью команды. Они идут в обход Ажу и встречают нас на Елангаше. Ехали вдоль реки и повстречали неприятный брод. Река делает поворот, вода после дождей довольно высокая. Берег реки подмыт, яма около 0,9 м. Далее выход на быстрину и плёс. Первый автомобиль аккуратно прошёл брод, второй (Черок) решил взять чуть левее, там вроде как река пошире и значит помельче.

Но расчёт оказался не совсем верным. Где-то на середине реки задние колёса автомобиля попали в ямку и Черок сел задом в воду. Срочно надо было вязать стопу и спасать. Поэтому остальных уже страховали стропой. По долине реки дорога грунтовая, с небольшими подъёмами и спусками, незначительными кренами и неглубокими бродиками через ручьи.

В общем ненапряжная и очень красивая. Дорога заканчивается возле небольшого синего вагончика владельца стада сарлыков, пасущихся на склоне. Возле вагончика стоит новенький Хаммер, хозяин с интересом наблюдал, как мы приближались.

По идее нам бы проехать ещё чуть-чуть вперёд, но местный дядя стал нас убеждать, что надо подниматься здесь, вот если подниметесь здесь, потом вон там 800 метров траверса, до той полочки дойдёте, то считай и перевал прошли. Ну мы и пошли. От вагончика идём под прямым углом в несколько ступеней вверх на склон. Склон травянистый и кусты карликовой берёзы. Кто-то сам, кому-то понадобилась помощь лебёдки.

Поднявшись метров 150 начинаем траверс склона. Зигзагом, от полочки к полочке.

Здесь каждый был штурманом и разведчиком. Проводим автомобили по одному. Упёрлись в  короткий, крутой и глинистый подъём. Пару раз безуспешно пытались подняться, не вышло. Сверху лежит здоровенный каменюка, за него будем цеплять якорь.

Якорь заклинивается в расщелину за камнем, к якорю крепится стропа и выводится вокруг камня, к стропе уже крепится лебёдка.

Как заползли на полочку, так сразу стемнело. Ночёвка на полочке с небольшими ровными островками. До ровной площадки не дошли метров 200. Устали как не знаю кто.  

08.07 ур. Ажу – пер. Ажу (2911,9 м.)– ур. Елангаш, где-то 20 км. Утром холодно, палатки в инее, трава и кусты в инее. Вода подмёрзла. стоим на теневом склоне. На противоположном – солнце, над ущельем синее небо и ни облачка.

С утра, отдохнувшие быстро прошли кривой участок. Траверс выходит на довольно ровные участки, сначала заболоченные далее, с набором высоты каменистые. Часть пути проходит по одному из притоков р. Тара. Действительно, ровные участки просты для преодоления, хоть на пузотёрке ехай.

Дальнобойный разведчик Серега уже добежал до перевала и рассказал как ехать. Перед подъёмом уходим на правый берег притока. По сухому каменистому хребту набираем высоту, движемся к перевалу.

Нас окружают невероятные по красоте виды: Горы и ледники. Перевал на высоте 2911,9 м.

Ура, мы на перевале. Всё прошло гораздо быстрее, чем я думала. С перевала открылся вид на озёра Джанкёль и Атаккёль… И крутой спуск к ним. Первый вопрос – а как тут спускаться? Второй вопрос – и чё обратно ехать? Но это не наш метод. Будем спускаться, а то наши друзья в Елангаше нас потеряют. Спуск крутой, сырой, каменистый и сыпучий.

Колеи не просматриваются, каждый выбирает свою траекторию. Аккуратно, спускаемся к оз. Джаникёль. Дорогу указывают штурмана. Далее дорога по правому берегу озёр. Либо по кромке воды, либо по берегу.

На берегу местами просматривается старая колея. Доползли до озера Атаккель. Там камни побольше, пострее, берег поглубже. Сначала пытались пройти по берегу. Не очень понравилось, к тому же впереди нас поджидал прижим. Поэтому проходили озеро по верхним терраскам.

Подошли к спуску в долину реки Елангаш. Я всё ждала описанный в одном из дневников участок с камнями размером с комнату, так и не дождалась. На озерах встретились с нашими друзьями, которые с утра выехали со стоянки нам навстречу. Автомобиль оставили перед сложным участком, поднялись к нам пешком. Из озера вытекает приток р. Елангаш. Для спуска в долину ушли правее. Спуск по ручью такой же как и с перевала – крутой, сырой, каменистый и сыпучий, заканчивается коротким и крутым травяным склоном.

Ура-ура, дорога! И как-то в эйфории, что проскочили перевал, я и забыла, что в плане стоит восхождение к Джаниикту или Ирбисту. Сейчас сижу и думаю – что это было за затмение такое в голове? Нет ответа. Или ответ мистический – так надо было. Вот это упущение меня более всего сейчас расстраивает. А пока что посмотрели на каньон реки Елангаш.

Далее едем к месту стоянки по грунтовке с многочисленными бродами и несколькими болотцами. Таборимся у зимника. Рядом камни, расписанные петроглифами. От древних до современных. Гуляем и рассматриваем рисунки. Несколько человек устроились в жарко натопленном зимнике, я хоть и поставила палатку. но решила тоже устроиться там же.

А пока мы кучкуемся у жаркого костра и едим вкусную тушеную картошку. Счастье продлилось не так долго как бы нам хотелось. Поднялся ветер и пошёл дождь. Все рассосались по машинам, палаткам и спрятались в зимник. Дождь хлестал не останавливаясь. Легли спать. Но не зря это помещение называли зимник. Зимой же дождя нет. Поэтому крыша не такая уж и хорошая. На спальники полилась вода. Я потерпела 10 минут и сбежала в палатку. Опять ветер и горизонтальный дождь.  

09.07 ур. Елангаш – а/л «Актру» 145 км. С утра задумались о дальнейшей нашей культурной программе. На перевал Ажу было заложено 2 дня. Причём только на сам перевал, а прошли мы его практически за день. У нас высвободился 1 день, который надо было употребить с пользой. Нива, крузак должны были уехать раньше срока, так как надо было на работу. Сотка остаётся в долине, погулять. Мы решаем ехать на Актру. Больше половины команды там не были. На одной из стоянок неожиданно продают сувениры: шерстяные носки, валяные барашки и что-то ещё.

Далее по дороге вышли в Чуйскую степь. Дорога вывела нас в Ортолык, а там и в Кош-Агач на обед и заправку. А далее поехали по уже известным местам – Чуйский тракт, в Курайской степи свернули налево. Маленько поплутали по степи, зато нашли очень приятное место для стоянки. Запомнить бы и потом воспользоваться когда-нибудь. После Перевалки пошла весёлая дорожка, но по сравнению с 2013 годом более сухая, поэтому мы медленно, но без особых проблем проехали до лагеря. Встали, не доезжая до основной базы в лесочке, на берегу Актуру. Вечером желающие успели сбегать до водопада.  


10.07 а/л «Актру» – оз. Голубое (2823,0 м.) – с. Топучая 17 км. туда-сюда по горам и 300 по асфальту. С утра сходили на ледник и озеро Голубое.

После обеда поехали домой.  Когда подъезжали к Кураю, у Белки порвало шланг системы охлаждения. Заглушили печку, убрали испорченный шланг, долили ОЖ в систему.

В Акташе купили шланг, на стоянке восстановили отопление.  После обеда выходим на Чуйский тракт и движемся в сторону дома. Сначала решили, что ночевать будем на Яломане, но на Яломане мы были слишком рано, и нам очень не понравилось количество машин, запаркованных на базе. Решили вставать спустившись с Семинского перевала. Ночью опять пошёл дождь.  

11.07 с. Топучая – г. Новосибирск, знакомые многим 550 асфальта. Утро и трасса М52 встретили нас мрачной погодой, с дождями. непогода сопровождала нас до горно-Алтайска. В Бийске, по традиции, обед в М-52. И в 16-30 мы уже прибыли в Искитим, на поляну, где и провели вечер. А утром по домам, к делам и заботам.
Фото: