Большой Саян 2010. часть 1.

Ой, нашла у себя в архиве писанину про Саяны 2010.
И тут подумалось – а не соединить ли мне 2 дневника?
Технический дневник из отчёта и мои впечатления о походе.
Пользуясь тем, что идея моя, я ставлю сначала своё, потом отчётное. А вам выбирать – какую часть читать. В отчёте было указано время и километраж. Получалось бы много цифр, поэтому я их убрала, если надо кому – можно зайти в отчёт и посмотреть. Ещё напоминаю, что это всё написано в 2010 году, стиль и орфография сохранены.
Итак, начинаем:


Написала сочинение на тему «Как я провела лето». Не знаю, что получится. Потому что одно в голове осталось, другое испарилось, и чем дальше экспедиция, тем меньше в памяти остается.
В общем, собралась я провести отпуск, неважно где, главное - уехать от всех подальше. Тихо зверела поллета на работе и мечтала – уеду, пошли все на... На форуме активно искала группу, точнее было 2 варианта для меня интересных – на Дальний Восток и на Алтай. Первый интересен тем, что Дальний восток проехать на машине, искупаться в океане (тем более я кроме нашего Обского моря крупнее водоемов не видела). В общем заманчивая перспектива. Второй маршрут был не менее интересен, тем, что это была поездка на Укок…
Трофи-экспедиция «Большой Саян» планировалась давно и поехать должны были в 2011 году. Но команда украинцев предложила ехать в этом. Маршрут 6-й категории сложности (это высшая в автомобильном туризме). Я посматривала иногда эту тему, но не думала, что могу туда попасть. Да и не сильно мне хотелось в эти самые Саяны… Точнее не хотелось совсем. Но мне видимо надо было туда ехать, потому что с другими маршрутами не получилось. Когда предложили поехать я просто офигела. Недели за 3 мне предложили поехать. Главное для меня было настроить внутренне себя – ехать и какая разница куда. Я как багаж – закинули в машину и ехай, куда везут.
И поняла, что с судьбой спорить бесполезно. Что в этом году мне ни океана ни Укока не видать, а путь мой лежит в дикий край – Саяны.
Вот мы и поехали. Я решила – ехать, на всех забить, телефон не брать, ни про что не думать. Жить сиюминутным, иногда заглядывая вперед на тему – что и как буду варить на завтрак/ужин. Так и жила.
Мне через 2 недели перестали сниться сны. Для меня это удивительно, потому что мне почти всегда что-нибудь ночью показывают, хотя не всегда я запоминаю. А здесь – ничего. И вернулись сновидения только через неделю после приезда.
Утром вставала довольно рано. Не потому что надо, просто просыпалась с солнцем, спальник не пуховая постель, не понежишься. Можно было пофотографировать, походить вокруг в тишине, пока народ не проснулся, пока не завели машины. А если могла развести костер – вообще красота. Сидеть пить чай утром пока не началась варка и сборы. Только редко ходила и фотографировала – лень-то она никуда не делась.
Начальник выдал мне видеокамеру, показал 2 кнопки вкл. и выкл., дал 2 совета – как снимать, чтоб было видно, и чтобы не криво. И всё - есть в команде оператор!!!


1 день. 12 июля 2010. Понедельник
Оля. Выехали мы как положено, с музыкой, журналистами, машиной ДПС. За городом огородами вернулись в гаражи. А всё потому, что одна машина не прошла техосмотр, и должны были получить его только во вторник. К тому же это был первый выход машин после капитального ремонта. И сразу ломиться в дальние дали было бы неумно… Пока проехали 30 километров повылезли разные проблемы у машин.


Отчёт. День старта наших экспедиций назначается за полгода. Согласуются отпуска и разрешения на место старта в городе. Одновременно с нами стартуют еще две группы. Одна новосибирская – идут по Бирюсе на Мурхой, этот маршрут совпадает с нашим первым этапом. Их цель – встретить и забрать пешую группу разведки, которая идет через горы по возможному маршруту нашего перехода через Саяны. Еще одна стартующая группа – Украинцы на трех машинах. Наши старые друзья. Они поставили себе задачу перейти Саяны навстречу нам из Тывы в Тофаларию. Получается некое соревнование.
Но у нас проблема. Одна из машин не прошла техосмотр. Работники на пункте ТО просто не поверили, что это настоящий автомобиль а не самоделка.  Хотя мы и приложили титанические усилия к подготовке техники, дневали и ночевали под этими древними мерседесами, но из графика выбились и не успели провести ходовые испытания, а это ставило под угрозу весь проект.  Проблему решили нестандартно. В понедельник официально стартуем, выезжаем за город, проводим ходовые испытания. Тихо возвращаемся в боксы, и до вторника устраняем возникшие замечания. Во вторник получаем заветный талон ТО  и в путь!

Можно эти два дня исключить из графика экспедиции, но команда уже поставлена на походное  положение. Все мобилизованы. Решено использовать два дня как «технические» из резерва графика движения.  Стартуем, выезжаем за город, катаемся по оврагам. И обнаруживаем среди прочего одну серьезную проблему – выжимной подшипник сцепления, на 8-м экипаже. Надо снять кабину и двигатель, и конечно это лучше сделать в боксах. Два дня вся команда с утра до глубокой ночи работает с техникой. Машины хоть и одинаковые, но получили у нас специализацию.
21-й – грузовик, открытая бортовая платформа. Там поедут бочки с топливом и «железо»

8-й -  двойная кабина, для 4-х человек, и кунг – в нем поедут продукты и вещи, которые нежелательно мочить дождями.

10-й – укороченная бортовая платформа с тентом. Оборудован для перевозки людей и груза. Везет 5 человек. Навигация и спутниковая связь. На борту мощный преобразователь 220V, сжатый воздух, электроинструмент -  техничка и командирская машина.

 
2 день. 13 июля 2010. Вторник.
Оля. Ремонт машин и получение документов на одну из машин.


Отчёт. А ничего не написано.



3 день. 14 июля 2010. Среда.
Оля. В общем, выехали мы 14-го в обед. Машины по трассе едут со средней скоростью 60 км/час. Ночевали на речке с красивым названием Золотой Китат, миновав Кемерово.


Отчёт. Сбор у Олега в гараже. Загружаем машины окончательно. Проверяем снаряжение еще раз.

Выезд в 13-30. В городе жарко и душно. До этого дня было достаточно прохладно. А сейчас на улице +28. Солнце печет. Заправка. АИ-80. 19-50 руб. Заправились 75 литров. Едем в сторону Ленинско-Кузнецкого. Останавливаемся проверить машины. Обнаруживаем течь масла из заднего моста. Протягиваем.
+30. Машины начинают греется. Сначала 8-й. Доливаем недостающую охлаждающую жидкость. Помогает. 21-й тоже начинает греется. Охлаждающую жидкость выдавливает из расширительного бочка. Доливаем. Глушим малый круг охлаждения. Приподнимаем капот на проставку, чтобы во время движения набегающий поток воздуха охлаждал двигатель. Помогает но не сильно.

В Журавлево сворачиваем налево на Промышленный.  Едем по Кемерово и заново открываем для себя дорогу. Раньше всегда ездили на легковых. А Унимоги – это грузовой транспорт, которому движение много где запрещено. Заправка. АИ-80. 18-50 руб. Заправились 80 литров.
Река Золотой Китат, 22-30. Проезжаем речку, поворачиваем налево. Встаем на речке. В этом месте в 1999 была стоянка Сибирского Марафона.
Дождик накрапывал. На стоянке перестал. Много комаров, мошек и гнуса.
Итого: 366 км. 9 часов в пути.

4 день. 15 июля 2010. Четверг
Оля. Ачинск, Красноярск. На берегу Енисея пообщались с местными джиперами, помочили ножки в могучей реке.
Днём было очень жарко. В Канске что-то сломалось у одной из машин. Пока очень умные люди ремонтировали машины, мы с Саней (Fly-by) сходили в ближайший дом, который оказался общежитием, за водой. Набрали во все пустые бутылки 0,5 до 2 литров.
По дороге попадались бесконечные поля цветущего иван-чая. Бескрайнее море цветов разбивалось розовыми волнами о зеленые березовые островки и сливалось далеко-далеко с синим небом.
Ночевали где-то в полях между Канском и Нижнеудинском. Красиво утром – роса на траве, на паутине, но до речки далеко. Думаю, что потоптали чьи-то покосы.


Отчёт. Подъем в 6-30. Договаривались на 8-00. Но дежурный - Влад пошутил и разбудил раньше. Он ходил ловить рыбу, но неудачно. Выезд. Мариинск. АИ-80. 18 руб. (БЕНЗ ПО 18, КАРЛ!)
Река Кия. На улице +30.
21-й ищет в магазинах датчик температуры двигателя.
Вагино. Справа стоянка поездов на хранении.
Р. Чулым. Где обычно ночуем на СМ.
Максимальная скорость 78 км/ч. Комфортно ехать 60 км\ч
Ачинск. Заправка. АИ-80. 17-50 руб. Заправились 85 литров.
Заправили 27-литровы баллон газом. Перекусили в кафе на заправке.
Р. Кача. 33+. Жара.
Пост Емельяново. Красноярск.
Едем по объездной дороге. У 8-го появился какой то свист. Определили, что из подшипника помпы. Смазали. Поехали дальше. Нас уже ждут Красноярские друзья.
Р. Енисей. Новый мост. Встретились с Красноярскими друзьями.

Снова в путь. Максимальная скорость увеличилась до 83.3
Кончился первый заправленный бак.  Это значит, израсходовали примерно 80 литров на 237 км. 33 литра на 100 км.
Р. Рыбная. Не доезжая, сворачиваем с трассы  направо и едем к речке. Вода чистая. Около речки туман. Но около самой речки высокая трава и нет дров. Встаем в лесочке. Комаров много.
Итого: 600 км. 13:30 часов в пути.


5 день. 16 июля 2010. Пятница.
Оля. Были приятно удивлены новой дорогой. Правда еще не везде, но трасса активно реконструируется, а кое-где прокладывается заново. На трассе купили кедровых орехов.
Вечером проехали Нижнеудинск, встали лагерем на острове, на окраине города. Баню ставили в темноте. Поздно приехал Скромный с Байкала. Рассказывал о своих приключениях.  Меня дорога так укатала, что даже это интересное повествование слушать уже не могла. Всем спокойной ночи.

Отчёт. Подъем в 7-30. Солнечно. К 8-30 уже начинает жарить солнце. Проверяем машины. Делаем ТО. Старт +30. Канск. Поворачиваем налево. Едем по объездной дороге. +32 на улице.
НА 8-ке пропали передние тормоза. Выдавило резиновую прокладку. Едем  по объездной - ужасно разбитая дорога. Проехали пост Н. Ингаш. Без приключений.
Идет реконструкция дороги. 1 км. щебенки. Хороший свежеположенный асфальт.

Звонил Скромный. Едет нам на встречу с Байкала.
Реконструкция дороги. Щебенка. 3 км.
Около серебряного источника идет реконструкция дороги. Щебенка. Пыль. Подьем.
Р. Верблюд. Въезд в Иркутскую область. До этого столбы километровые показывали 1174, а на вывеске прыгнули до 1167. АИ-80. 21-80.
Пост Тайшет. Едем по объездной дороге через Тайшет.
Отправил на форум сообщение: Прошли пост ДПС в Тайшете. Переехали р. Бирюса. Воды в реке много. До Нижнеудинска осталось 170 км. Расход считали приблизительно. Для мотора 2.2. Много подъемов. Машина груженная. На обкатке.
Объездная дорога хорошая. Выехали на трассу Байкал – как раньше проходила. Объезд закончился.
У 8-го кончился бензин. Залили 20 литров АИ-92 из канистры. Машина стала лучше ехать.
Нижнеудинский район. Заправка. И кафе у Петра. Заправка. АИ-92. 24-60 руб. Заправились 95 литров. Щебенка. Крупная.
Асфальт.Ремонт дороги. Глина. Лужи.
Асфальт на резком повороте. Продают орехи.
За время дороги от Новосиба максимальная высота была 573 метра.
19-55. Нижнеудинск. Заправка Подсолнух. Заправили 24.5 литра до полного бака. Расход получился 27 литров.
Отправил сообщение на наш форум: Мы в Нижнеудинске! )))
Залили АИ-92 и точно померили расход. Получилось 27 литров на сотню на моторе объемом 2.2. Встаем на ночевку на привычном месте около Вознесенского. Ждем друзей из Нижнеудинска.
Заехали к Палычу. Его дома не оказалось – он придет вечером.
Проехали речку. Вода выше обычного. На стоянке.
Итого: 415 км. 11 часов в пути. 430 по gps. Время движения 8-55 Простоя 1-50


6 день. 17 июля 2010. Суббота.
Оля. Полдня постояли, поремонтировались, 21-й перебортовал колёса – новенькие «тапки» надел, муха не сидела.
После обеда красиво проехали по Нижнеудинску, красиво постояли возле памятного камня в центре, дали интервью местному телевидению. Я надеялась купить черного хлеба, но как-то не подумала, что в небольшом городе таких "изысков" может и не быть. Их и не было.
Залились бензином во все мыслимые ёмкости, и вперёд – на штурм. До п. Первомайский нас провожал Александр, местный любитель бездорожного времяпрепровождения.
После п. Первомайский только грунтовая дорога и дорога эта, скажу я, ху.... ой, очень плохая. Аборигены ездят только на Уралах. Иногда останавливались и что-то подкручивали в машинах. На речке Рубаниха есть место именуемое в народе «Пьяный ручей». Там всегда останавливаются для перекура, вот и мы устроили маленький перекурчик с перепивчиком.

Отчёт. Подъём в 9-00. Солнце. +33С.
Занимаемся ремонтом машин. На 8-м регулировали ручник. Сделали усиленные прокладки на топливные баки. На всех машинах отрегулировали клапана (обкатка после капремонта). На 21-м поменяли резину. Перебортовали 5 грузовых колес.
В 16-30 выезжаем с острова.
Торжественный старт в Нижнеудинске. Снимают для телевидения.

Закупаем топливо и хлеб. Последняя возможность позвонить родным по сотовой связи. аправились по 420 литров на машину.
Начинается бездорожье. Дорога нормальная. Пьяный ключ. Набрали воды.
Вершина Уляха поворот с леспромхозной дороги на промысловую. Домики на Ерме. Встаем на ночевку.
Итого: 100 км. 7 часов в пути.



7 день. 18 июля 2010. Воскресенье.
Оля. Ночевали на кордоне Ёрма. Дома добротные, но грязные. Ночевать лучше в палатках. Доехали до Бирюсы, там дорога идет прямо по реке. Местами вода выше метра. Но другого пути просто нет. Тайга на склонах невысоких горок. Я так и не поняла – где Большая Бирюса, где малая Бирюса… Одинаковые.
Днём встретили «Solos-трофи», которые выехали из Новосибирска также 12-го. Съели у них обед, сырого хариуса, пообщались и поскакали дальше.

Я вообще смутно помню первые дни путешествия. Тяжелая дорога и как-то забилось более поздними днями. И своих ощущений я не помню. На одном из многочисленных бродов первый раз заглох посредине реки 21-й, привязали тросик и тянули до берега.
Проехали посёлок с названием Бухарино. Называется не потому что народ бухает, а потому что человек там какой-то в авторитете по фамилии Бухарин. То ли когда-то был, то ли сейчас, я не поняла. Увидела как выглядит колодец-журавль и настоященский погреб, выкопанный как в стародавние времена, когда не было холодильников и крестьяне складывали всю снедь, дабы спасаться от голодной смерти. Возле колодца-журавля и погреба стоит современная танкетка на гусеничном ходу, видимо – по грибы кататься. Купили здесь хлеба.

«Однажды начался дождь» так говорил Форрест Гамп. Начался ненадолго.
Свернули с Бирюсы, ночевали на реке Хуллэ... Дорога идёт так же часто по воде.


Отчёт. Подъем в 7-00. Солнце. Пока спали, утром, часов в 5 проезжает Урал с водниками из Омска.
На завтрак делаем суп из картошки.
Избушку китайца проехали в 10-00. В 20-е годы тут нашли мертвого китайца-золотоискателя

На кочках разбило вход питания на ноутбуке Toughbook.
По дороге встречаем Урал. Нам сообщают что новосибирцы стоят на Джугояке. Скоро на перевале появляется радио-связь. Брод Джугояка. Пошел дождь. 8-й приделывает сапуны.
Вода не высокая для унимогов. Чуть больше метра.

Встречаем наших. Они здесь со вчерашнего вечера. У них нарядный закрытый тент. Для нас готов обед. Огромное спасибо! Нас уговаривают остаться, но нам надо двигаться вперед.
Начинаются постоянные броды. В броде где в 2008 затонул Петраков заглох 21-й.

Все взбодрились в холодной воде. Зацепив 21-го за 10-го а его в свою очередь за 8-го вытащили на берег. Продули поехали дальше.
Машины едут спокойно и это даже расслабляет.
Бухарино. Стоит гусинка. Нам продают хлеб. Спасибо!

Тучи хмурятся. Едем по бродам.
Скоро стемнеет. Решаем встать на ручье Хулэ. То место где стояли в 2008 на обратном пути залито водой. Поднимаемся на горку.
Начинается дождь.
Итого: 80 км. 7 часов в пути.


8 день. 19 июля 2010. Понедельник.
Оля. Честно сказать, что-то я потеряла последовательность преодоления рек – Мэдэке, Хуллэ, Джугояка, Красная речка. Звучные названия, но слились они для меня в одну реку, которую мы то переезжали поперек, то ехали повдоль...
Приехали в посёлок старателей Миричун.

Начальник партии был какой-то необщительный. Бензина нам не дали.
Проехали по размытому золотодобытчиками ручью Катышный. Грустная картина после приисков, всё перекопано, перерыто, леса вокруг нет.

Лунный пейзаж. Грунт, размытый драгами и напитанный петляющей рекой, превращается в гравийно-песочное болото. Существует дорога, которую старатели раньше подновляли, но ее размыло. Разыскивая место, где можно проехать мы засадили первый раз 10-го. Сразу же поездка перестала быть томной, все радостно бросились вытаскивать машину. Тем более были восхищённые и благодарные зрители – группа водников, которые на лошадях ехали до какой-то речки. Думаю, что наши показательные выступления были запечатлены для потомков. Где бы ещё увидеть это?

Вытащили машину и продолжили наш нелегкий путь продвижения по размытым берегам Катышного.
А потом дорога вообще началась условная. Подъем на перевал Катышный.
С виду зеленая трава, почва, а хрен вам на рыло, товарищи отдыхающие – болото.

Меня поразило – какая сырая страна – Саяны. Много в земле воды. Да и земля – понятие условное. Моховины, торфяники на каменистом грунте, даже небольшой дождь превращает всё в болото, мох впитывает воду со страшной силой, и потом эта вода стекает ручьями по склонам. Мы лезли в чачу, раздолбали эти условные дороги до состояния совершенно конкретных рытвин и глубоких колей, и так до вершины перевала под названием Катышный. Машины в грязи застревают, их откапывают, тянут, тащат и что-то еще. Народ вкалывает, просто пипец!!!!
Современному мужчине не хватает в жизни подвига. Не хватает работы на износ, чтобы биться, рвать ..опу, а потом слышать, что он герой и что он свершил подвиг, заглядывать в глаза любимых женщин и видеть восхищение. Героизм в наше время не где приложить. Раньше с этим не было  проблем – каждый день проживался в битве за свою жизнь или жизнь своего клана, своей семьи. Любая война – нынче сомнительное дело. Не факт, что ты воюешь за правое дело. Даже в недавнем 41-м все было ясно – смерть фашистским оккупантам. Сидя в офисе или магазине мужское начало начинает умирать… Вот и едут в какие-нибудь гребеня, где не ступало колесо автомобиля, делают какое-нибудь первопрохождение, копают землю, затаскивают авто на гору или топят в море-океане, много свершают всякой хрени, а потом ходят гордые – герои!
Я чувствую себя маленько ненужным балластом, потому что помощи от меня здесь практически никакой, брожу вокруг с большими от изумления глазами и, если мне не изменяет память, глупо улыбаюсь... На подъеме первый раз чуть не уронили на бок 21-го. Он хорошо сел в колею и начал как-то подозрительно крениться. Оператор все это пропустил, за что ему, как оператору, прощенья нет.
Поднялись на перевал. Начали спускаться с Катышного, думали, что будет всё по-быстренькому. А вот и херушки вам, дорогие трофисты. Болотина в виде заросшей зелёненькой травой дороги коварно поджидала нас на спуске. В 2 часа ночи все решили, что всё-таки ночь и надо спать. Начальник сказал: «СПАТЬ». Значит спать.


Отчёт. Подъем в 8-00. На улице сыро.


Выезд. 10-й не заводится. Таскаем на веревке пока не заводится.


Едем по ручью Хуле, по перевалам, по Красной Речке.
Прииск Миричун на Б.Бирюсе. Нам не очень рады. Начальник участка на контакт не идет. Топливо не дают.
Встречаем водников из Омска. Они с каюрами. Будут сплавляться по Мурхою. Цена заброски 35 т.р. за Урал на всех и 7 т.р. каюрам за Мурхойский перевал.

Дорогу размыло. Ленцы ушли и дорогу никто не делает. Мы едем в объезд. 10-й садится в грязи. Первая засада ) Начинаем тянуть лебедкой 8-го. Подтаскивает к застрявшему. Цепляем 21-го к 8-му. Вытаскиваем. Водники радостно нас снимают.
15-00 Катышный. Место где заканчивался первый этап СМ2008. Изба каюров.

Быстрый перекус и на штурм перевала.
Подъем. Машины едут медленно, но верно. Но не так легко как хотелось бы. Местами садятся и вытаскиваемся лебедками. 21-й чуть не переворачивается. Попадает в огромную промоину.
В 18-30 мы на вершине перевала.

Начинается моховое болото. Разбитая колея заполнення водой. Можно ехать только по мху.
8-й хорошо застревает. Рвем трос. Вырываем деревья. Копаем. Подкладываем.

При подтягивании рвется трос несколько раз. Теряем час.
Начинается дождь. Темнеет. Машины стараемся проводить по моховине. Но всё равно садятся. Включаем спецально установленное устройство – crawler gear – супер понижайка. Машины начинают ехать.
У 10-го закусывает лебедку.
Решаем встать на ночлег на моховине. Под дождем разводим костер. Водой запаслись заранее. Идет дождь.
Итого: 53 км. 13 часов в пути.
Фото: