Анонс экспедиции
Маршруты выходного дня

Июль. 1-й Всероссийский внедорожный фестиваль на Байкале

02.07.2006
Июль. 1-й Всероссийский внедорожный  фестиваль на Байкале Фотоальбомы: 
Фотоальбом. Июль. 1-й Всероссийский внедорожный фестиваль на Байкале
Форум: Байкал 2006!...




Элемент не найден!

Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - описание

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - описание

Легендарное Первопрохождение

7 августа 2006 года в Новосибирске состоялся торжественный финиш трофи-экспедиции «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв». Экстремальное, и во многом авантюрное, автоприключение успешно завершено!

В 12:00 колонна автомобилей участников «Сибирского марафона - 2006» въехала на площадь, откуда ровно две недели назад они отправлялись в путь. Сегодня все члены этой трофи-экспедиции безмерно счастливы - им удалось пройти на своих машинах там, где до них еще никто и никогда не проезжал. Они сделали то, что до этого времени считалось не реальным! До последнего времени Алтайская тропа «Тюнгур-Иня» считалась труднопроходимо как для пеших, так и вело- и мото- туристов. Вряд ли даже кто задумывался проехать по тропе на автомобилях.

ТропаИдея пройти на автомобилях по тропе «Тюнгур-Иня» зародилась у членов Новосибирского клуба OFF ROAD MASTER еще четыре года назад, но осуществить ее в тот момент было не реально. Отсутствие подобного опыта и слабая техническая база могли бы «свести, на нет» все попытки ее прохождения. Оставалось ждать и накапливать опыт.

К подготовке трофи-экспедиции «Сибирский Марафон - 2006. Тюнгурский прорыв» подошли со всей ответственностью. Осенью 2005 года была проведена тщательная проверка предстоящего маршрута. Обследованы и измерены труднопроходимые участки тропы. Выработаны методы преодоления тех или иных сложных участков. Но даже после всей предварительной работы еще оставались сомнения в успешном завершении трофи-экспедиции. Однако было решено ехать! В качестве «штурмовой группы» было подготовлено четыре автомобиля. Группу обеспечения составили шесть автомобилей. Общая численность команды – 20 человек.

Старт трофи-экспедиции «Сибирский Марафон - 2006. Тюнгурский прорыв» был дан в Новосибирске 24 июля, а уже 25 июля колонна машин прибыла к точке начала маршрута, в 20 км от населенного пункта Тюнгур. Первоначально старт по «тропе» намечался со стороны населенного пункта Иня, но, буквально за несколько дней до начала экспедиции, шквальным ветром был поврежден подвесной мост через реку Катунь, из-за чего пришлось вносить срочные изменения в схемы прохождения маршрута.

Один день был отведен оборудованию базового лагеря и подготовке машин к продвижению по «тропе». Основной задачей была необходимость приспособить машины прорыва к устойчивости при больших кренах. Для этого делалась необходимая «развесовка» грузов в машине, а в колеса накачивалась вода, для понижения центра тяжести. Определялись критические углы наклона. Были сняты двери с левой стороны для безопасности водителей и подстраховки их в критических ситуациях.

Тропа27 июля в 10-00 по Новосибирскому времени четыре машины – два автомобиля Нива, Suzuki Escudo, Toyota Surf, - выдвинулись на тропу. Особо тяжело давались водителям первые сотни метров. Это непривычное управление автомобилем при его сильном наклоне, психологический фактор «доверия» штурману при критических положениях автомобиля и открывающийся «вид из окна» - слева склоны и горы, а справа 200-300 метровый крутой «спуск» к Катуни…

Ответственность за успешное прохождение автомобилей по крутым и сыпучим склонам лежала на всех членах команды. Работы хватало всем. Оттачивались и отрабатывались технологии проводки машин. Это и прокапывание (лопатирование) направляющей колеи. Освобождение тропы от камней и укрепление сыпучих участков и т.д. Отличная работа группы обеспечения лагеря – обед доставлялся прямо к группе прорыва. В итоге за первый день удалось преодолеть более двух километров! Вечером встал вопрос о переносе базового лагеря. Решено было выдвинуть на тропу еще один автомобиль Datsun, в кузове которого можно перевести оставшиеся личные вещи участников, палатки, продукты.

На следующий день Datsun выдвинулся на тропу. За сорок минут, по уже подготовленной колее, он прошел расстояние на преодоление которой, первым машинам, потребовалось двенадцать (!) часов. Это решение, запустить дополнительный автомобиль, оказало существенное влияние на быстрое прохождение маршрута, иначе весь скарб пришлось бы переносить на себе.

На следующий день участников прорыва поджидала трудность в виде скальных выступов и больших камней, которые пришлось долбить ломами и даже прибегать к помощи электроотбойника. Здесь произошла первая серьезная чрезвычайная ситуация. Из под заднего колеса Toyota Surf осыпался грунт, в результате чего, машина повисла на трех колесах. Буквально на руках, всей командой, машину вытянули на ровное место. Наградой за упорство стал небольшой ровный участок склона, по которому можно было просто ехать!

Очередной сложный кусок дороги заставил всех изрядно поволноваться. Крутой склон, сыпучий грунт, очень узкая площадка. Работают все, понижая «уровень крена» для автомобилей. В низкие места, где скопать грунт невозможно, укладываются камни и мешки с травой.

На выезде с этого трудного участка на дороге лежит огромный валун. Убрать его невозможно, необходимо объезжать по самому краешку обрыва. По подготовленному проезду засветло успевают проехать две Нивы. В сумерках этот участок проходит Suzuki Escudo. В полной темноте проводятся Toyota Surf и Datsun! Вести их особенно сложно, так как эти машины с длинными базами, а поэтому их траекториям при входе в повороты требуется больше места. К сожалению свободного места здесь нет. Виртуозно лавирую, смотря только на указания штурмана освещаемого фонариками, машины благополучно выбираются на ровное место. Как признают сами водители, им в темноте ехать оказывается проще - не так страшно, не видно этого пугающего вида из окна. В этот день пройдено чуть более трех километров!

Преодолев особо сложный участок в течение прошлого дня, этот день не готовит особых сюрпризов – машины въезжают в ровную долину. За день преодолевают расстояние в шесть километров. Из сложностей, это пожалуй, густой кустарник и небольшой брод реки Казнахта на берегу которой разбивается лагерь и делается дневка. Дневка запланированная. В течение этих суток водители машин обеспечения должны вернуться в базовый лагерь (у Тюнгура) и перегнать свои машины, в 500 километровый объезд, по хорошим дорогам, и подъехать к тропе со стороны поселка Иня, заодно узнать состояние моста и возможность проезда по нему машин.

Через сутки, перегнав машины, они возвращаются в лагерь, сообщив приятную новость - по мосту через реку Катунь можно проехать!

Тропа31 июля команда «Сибирского Марафона» идет на «штурм» последнего, самого трудного участка дороги. В этом месте «тропа» пролегает по узкой полке выдолбленной в каменной стене. Крутые обрывы достигают порой стометровой высоты над уровнем Катуни. Каменная стена местами обвалилась и осыпалась. Всей команде приходиться стаскивать и убирать с дороги огромные валуны, преграждающие проезд. Однако самая большая «сложность» этого участка впереди - небольшой извилистый поворот, где из-за частично осыпавшейся полки, для проезда пригодным остается твердый кусок приблизительно в половину машины. Это место, по результатам предварительной разведки, считалось самым сложным на всем протяжении тропы! Планируя прохождение маршрута, на этом месте, было решено строить легкий мост. Все необходимое для этого, материалы и оборудование, было подготовлено заранее и привезено с собой. При строительстве моста в ход пошел трехметровый швеллер оставшийся, по-видимому, здесь еще от первого моста. В твердом каменном основании были закреплены металлические штыри, к которым, при помощи металлических стяжек он и был приварен. В дополнение этот «жесткий каркас» был обшит толстыми досками, перераспределяющими нагрузку по всей конструкции. Для проверки качества моста всей команде пришлось встать на его край… Выдержав вес команды мост выдержал и проезжавшие по нему машины!

На этом трудности дня не закончились. Оставалось преодолеть крутые каменистые участки, разгрести каменные завалы и осыпи, расширить с помощью камней узкие участки тропы… В нелегкой борьбе был поврежден редуктор переднего моста на Suzuki Escudo. Сгорело сцепление на автомобиле Нива томского экипажа, после чего его приходилось либо буксировать на веревке, либо толкать руками! Datsun лишился левого торсиона. Но на все эти поломки уже мало кто обращал внимания – до заветного финиша оставались какие-то сотни метров.

Особо трудно дались последние метры… Стемнело, начался дождь… Много сил и времени потребовала большая осыпь перегородившая дорогу. Но как только это место прошла последняя машина, буквально за спиной участников, раздался сильный шум – очередная огромная порция камня вновь перекрыла дорогу!? Тропа закрылась…

Еще одна дневка на берегу Катуни, но теперь уже неподалеку от поселка Инегень, что рядом с Иня. Теперь необходимо заново подготовить автомобили к движению по нормальным дорогам. Исправить, если возможно поломки. Но это уже пустяки, главное что «тропа НАША»…

Есть ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ! Трудный и сложный маршрут был пройден за пять дней вместо планируемых пятнадцати!

Оставшееся время было отведено неспешному путешествию по Алтаю.

Игорь Куликов, президент Новосибирского клуба OFF ROAD MASTER, руководитель трофи-экспедиции «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв», – В том, что мы смогли за такой короткий срок пройти этот экстремальный маршрут, заслуга каждого участника экспедиции. Мы победили, потому что работали единой, слаженной командой. У нас была одна цель, и мы ее достигли. Еще на старте не было стопроцентной уверенности, что мы способны здесь пройти. Но первый же день показал, команда готова на невозможное. Так оно и получилось. Еще раз поздравляю всех с Победой. Нам есть, чем гордиться!

Экипажи:

Новосибирск

Игорь Куликов, Валентина Куликова - НИВА 21213
Олег Булгаков, Юлия Булгакова, Александр Гусев - Suzuki ESСUDO
Алексей Коломейцев, Дмитрий Петраков - TOYOTA HILUX SURF
Виталий Короед - NISSAN DATSUN
Михаил Бортной, Любовь Бортная - УАЗ
Владислав Кузмин - NISSAN SAFARI
Андрей Михайлов, Алена Сан-Хоо - NISSAN SAFARI
Игорь Панков, Вадим Сиваракша - TOYOTA Land CRUISER
Олег Булгаков - TOYOTA Land CRUISER

Томск

Евгений Келус, Евгений Левашов, Алексей Шашенко - НИВА 2121



Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - 1

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - 1

Автор статьи: Ю. Булгакова

Дневник путешествия

Часть 1

Дорога Тюнгур-Иня, известная так же как "Катуньская тропа", много лет считается классикой российского мототуризма, о чем свидетельствует надпись на огромном камне: "Мототуризм — лучший отдых". Прорубленная на десятки километров в скале над бушующей Катунью, тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились укрепленные обрывы, выложенные из камней перила, заржавевшие таблички "Скотоимпорт".
После второй мировой, пленные немцы рубили в 30-60-градусном склоне, так называемую "копанную дорогу" на высоте примерно 300 метров над уровнем реки, чтобы соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район автомобильным сообщением. (для справки: протяженность тропы Тюнгур-Иня - 60 км, из них считается непроходимым для автомобилей ~20 километров. На машине в объезд – более 400 км.)
Однако госкомиссия приняла решение расстрелять инженера руководившего стройкой, поскольку "копанная дорога" даже сразу после постройки была слишком экстремальна для движения автомобилей.
С тех пор прошло 60 лет...
Рубленные полки над бурлящими порогами Катуни местами обвалились, а "копанная дорога" осыпалась так, что сейчас пригодна лишь для коней.
Были проекты сделать из тропы автодорогу и ее даже успели нанести на автомобильные атласы. Но эти планы не сбылись. Многие заезжие автомобилисты зарились на "короткий" путь от Чуйского тракта до Тюнгура, но тщетно…
Тюнгур - стартовая точка для большинства покорителей горы Белуха (4506 м – высочайшая точка горного Алтая), от Тюнгура стартуют водные маршруты по сложнейшим порогам Катунской трубы.
Этот маршрут хорошо известен и любим туристами со всей России и Европы, и не зря. Эти места по праву считаются одними из самых живописных на Алтае.

Готовиться к экспедиции клуб экстремальных автопутешествий OFF ROAD MASTER начал задолго и основательно. Сама идея пройти на машинах по тропе Тюнгур - Иня существовала уже много лет, но уж больно авантюрным и опасным выглядел проект, чтобы легко на него решиться.

В октябре 2005 г на тропу была снаряжена разведгруппа. Пробежав по горам 40 км, мы составили впечатление о предстоящем маршруте и провели фото- видеосъемку местности. Тропа Тюнгур - Иня не безосновательно считается непроходимой для автомобилей. Ширина полки, прорубленной в скалах над бушующей Катунью, местами не превышает 1м. Старая копаная дорога за 80 лет осыпалась и стала пригодна лишь для пешего туризма. Редкий мотоциклист осмелится преодолеть ее не слезая со своего коня. Узкая тропа, крутой косогор, переходящий в трехсотметровый обрыв… Без горной подготовки пешему идти тяжело и страшно, о машинах не может быть и речи. Но все-таки мы пишем подробную легенду маршрута и разрабатываем план проезда по тропе.

Долгие зимние вечера коротали за обсуждением того как совершить это первопрохождение, создавали макеты из спичек и ждали весны для проведения горных тренировок.

За месяц до старта определился точный состав участников и машины, идущих на штурм. В экспедицию идет команда из 20 человек на 10 внедорожниках. Четыре автомобиля – средне и малоразмерные претендуют на роль первопроходцев.

В предстартовой горячке сборов нам поступает экстренная информация: подвесной мост через р. Катунь – единственный путь, соединяющий Чуйский тракт и пос. Инегень – отправную точку маршрута – разрушен. Люди, оказавшиеся на том берегу, бросили свои автомобили и перебрались по оставшимся канатам на большую землю. Опрос официальных лиц, МЧС и туристов Алтайского края никакой ясности не внес, и нам пришлось снарядить оперативную разведгруппу, которая должна оценить степень повреждения моста, перспективы восстановления и возможность выхода на нужную точку по тропам Теректинского хребта.

Оперативная разведка не принесла утешительных результатов. Мост восстанавливать никто не спешит, а подходы через соседнюю деревню надежно закрыты отрогами Теректинского хребта. Впереди нас ждет неизвестность, ясно только что задача усложняется на порядок. В этот момент мы принимаем решение развернуть маршрут на 180’ и заходить на тропу не с Чуйского тракта от пос.Инегень, а со стороны пос.Тюнгур, в тайне надеясь на то, что к концу нашего прохождения мост отремонтируют. Но рассчитывать только на мост глупо, поэтому мы рассматриваем другие варианты. Например возможность организации переправы на понтонах или пароме.

А в это время полным ходом идет подготовка автомобилей. В группу прорыва выбраны два автомобиля NIVA, Suzuki Escudo и Toyota HILUX Surf. Все машины умеренно отлифтованы чтобы не переборщить с центром тяжести. На них установлены колеса большей размерности, силовой обвес, защита рулевых тяг, картеров, двигателя, коробки и бензобаков.

24 июля. (День 1)

СТАРТ!

10 автомобилей команды выстроились на площади перед Вознесенским собором. Теплые слова напутствия, улыбки, но в глазах видна тревога. Команда идет на сложнейший штурм, и путей выхода оттуда пока нет – единственный мост разрушен.

В сопровождении машины ДПС колонна покинула город.

Экипажи из г. Новосибирска

1 экипаж: НИВА 1 - Куликов Игорь, Куликова Валентина
2 экипаж: TLC 80 - Панков Игорь, Сиваракша Вадим
4 экипаж: УАЗ «Бухантер» - Бортной Михаил, Бортная Любовь
5 экипаж: Nissan Safari - Кузьмин Влад, Мирошников Павел, Федюнин Алексей
6 экипаж: Nissan Safari - Михайлов Андрей, Сан-Хоо Алена
8 экипаж: Nissan Datsun «Бродяга» - Кароед Виталий
10 экипаж: TLC 80 - Булгаков Олег
010 экипаж: Suzuki Escudo - Булгакова Юлия, Гусев Александр
600 экипаж: HI LUX Surf - Коломейцев Алексей Toyota, Петраков Дмитрий

Экипажи из г. Томска

3 экипаж: НИВА 2 - Келус Евгений, Шашенко Алексей, Левашов Евгений

За первый ходовой день пройдено 490км до р. Мунушка в респ. Горный Алтай. На месте ночевки нас ждали ребята из группы разведки, которые 3 дня скакали по горам в поисках путей выхода со стороны пос. Инегень на Чуйский тракт. Много пройдено дорог, болят ноги, но результаты не утешительны – горы непреступны. Прорабатываем вопрос о возможности организации понтонной переправы.

25 июля (День 2)

Наша цель – Тюнгур – стартовая точка категорийного участка. У НИВЫ 1 оторвало крепление заднего амортизатора. Видимо, сказалась чрезмерная нагрузка автомобиля. Оперативно размотана полевая сварка. Пока проводились сварочные работы, был проведен беглый осмотр подвески и принято решение заменить рулевые наконечники на новые, предоставленные компанией FENOX. Все работы заняли около часа.

К вечеру прибыли в поселок Тюнгур. В горах темнеет быстро, и к подножию тропы колонна подошла уже в темноте. Разбили лагерь – утро вечера мудренее. За день прошли 400км. по перевалам и серпантинам Горного Алтая.

26 июля (День 3)

Четкие команды руководителя: механики готовят штурмовые машины, разведка на TLC 80 ушла круто в гору для поиска места установки базового лагеря. Место было найдено – это последняя полка перед непреступными уклонами тропы Тюнгур - Иня. Заброску на штурмовую площадку производили двумя группами. За 800м дистанции набор высоты 250м от уровня р. Катунь. Завораживающие виды Катунского хребта. Нелегко приходится всем, и разведчикам, и тем, кто впервые попал на столь крутые склоны. Первая пониженная, педаль в пол и только небо в лобовом стекле.

Разбили базовый лагерь и начали подготовку четырех машин группы прорыва. Закачали воду в колеса по левому борту, с той же стороны закрепили самые тяжелые грузы: ломы, арматуру, доски, бензогенератор и отбойный молоток. Так же в эти машины сложили все необходимое от сварочного аппарата до запаса продуктов на 5 суток. Каждая машина прошла процедуру опрокидывания для определения предельного крена и надежности закрепления груза. Это был тест не только для автомобилей, но и для пилотов. Так же, для возможности экстренной эвакуации пилотов, с машин группы прорыва сняты левые двери.

27 июля (День 4)

10:00 Торжественное построение, разрезание ленточки, речь руководителя и команда стартовала на штурм тропы. Первый день - самый тяжелый в психологическом плане. Разум подсказывает водителям двигаться ближе к горе, что не всегда верно. Иногда лучше ехать ближе к краю тропы – крен меньше.

Первые 400 м относительно ровного участка, штурмана отвешивают левый борт, и машины на 1-й пониженной скорости, по одной, двигаются вдоль обрыва. Узкий поворот и в ход идут кайло и лопата. Прокапываем колею под левое колесо автомобиля, чтобы устранить критический крен. Выходим на косогор средней сложности поросший травой. НИВА Томичей проходит его нормально, а идущую следом НИВУ 1 и Suzuki стаскивает по траве к обрыву. Опять подкапываем колею и всей командой протаскиваем самый широкий автомобиль – HILUX Surf. Ремонтируем старую искусственную кладку на обрывистом овраге. К обеду ударным трудом прошли 1500 м.

Погода в горах очень переменчивая, то дождь, то зной, порывы ветра сдувают палатки и тенты в базовом лагере, но это не помешало команде поваров вовремя доставить горячий обед прямо на тропу. Перерыв 30 минут и с новыми силами команда вгрызается в скальный грунт. 3 кайла, 8 лопат, 2 лома при одновременной работе издают лютый грохот. К концу дня удалось пройти еще 800 м до ручья, что превзошло наши самые смелые ожидания.

2300 метров за ходовой день! И это Успех! По нашему плану на 20 километров топы отведено 12 дней. Неискушенного читателя эти цифры могут повергнуть в недоумение – что за черепашьи бега? Но кто был, тот знает… Не даром все нам твердили в один голос, что на машинах пройти по этой тропе – вообще невозможно.

Выставив охрану автомобилей, мы двинулась к базовому лагерю. Уставшая, но окрыленная успехом команда обсуждала события прошедшего дня. Эмоции пилотов трудно описать словами. В их лексиконе наиболее употребимы: «кошмар, ужас, ужас-ужас» и различные идиомы. При движении по сорокаградусному косогору, даже со снятой дверью, пилоту леворукой НИВЫ будет сложно покинуть автомобиль в случае опрокидывания или соскальзывания в пропасть. Про праворукие автомобили и говорить нечего. Проем левой двери напоминает люк крыши, выскочить через него практически невозможно. Вид в правом окне завораживает: трехсотметровый крутой склон и голубая лента Катуни далеко в низу.

28 июля (День 5)

Стало ясно, что мы движемся быстрее, чем планировали. Встал вопрос с переброской базового лагеря глубже в горы. Оценив объем груза, возникает сумасшедшее предложение – запустить на тропу пятый автомобиль - Nissan Datsun. Утром готовим машину, грузим до выгибания рессор и всей командой протаскиваем до места стоянки штурмовой группы.

Крутой скальный склон, грохот ломов, кайла, лопат. Сегодня на прижимах в ход идет отбойный молоток. Четыре часа ушло на прохождение 300 метрового отрезка. Не взирая, на кажущееся ничтожным расстояние, сегодня идем бодрее. Вся команда работает четко, сменяем друг друга на самом тяжелом и эффективном инструменте, «отдыхая» на лопате. В минуты перекуров, утирая пот со лба, наслаждаемся красивейшими видами Катуни с высоты птичьего полета. За день под нами пролетел вертолет, прошли сплавщики на 4-х рафтах, и на пути встретилась семейная пара алтайцев, едущих на мотоцикле ИЖ из Инегеня на свадьбу в Тюнгур.

Алтайцы рассказали, что были готовы ехать на Жигулях в объезд 450 километров, и только сломанный мост вынудил их сесть на мотоцикл и ехать по «короткой» дороге

Почти 1500 м проходим, не применяя тяжелый инструмент, уклон на траверсе очень серьезный, но полученный опыт позволяет пройти его за 1 час.

Пилотам легче не становится, привыкнуть к виду Катуни с высоты 300м при маневрировании над обрывом – невозможно. Единственная возможность держать себя в руках – это, не отрываясь, смотреть на руки штурману, указывающему направление. Только полное доверие штурману и четкое выполнение команд пилотом – залог безопасности. Надо отметить, что штурман находится не в машине, а впереди её. Пятясь задом по тропе, он следит за положением колес машины и жестами указывает водителю направление движения.

Прорываемся к трем ручьям на отметке 5300 м от старта. Обедаем на тропе, и снова готовимся к штурму крутого склона. Наша цель – старый верстовой столб на скальном повороте. За этим поворотом есть крошечный пятачок, где можно группой расположиться на ночлег. N 50’ 10.903 E 086’ 37.542 высота 995 м.

В нашей легенде отрезок прописан, как «крутой косогор, очень трудоемко», но это видно и без легенды.

Работа на склоне кипит до позднего вечера. Снимаем грунт с левой стороны и переносим под правые колеса, снимаем второй слой … Слева образуется колея с твердым бортом, на нее вся надежда. Цепляясь за этот бортик колесами, машина проползает над обрывом. НИВЫ прошли в сумерках, а Suzuki и двум «грузовикам» достался полный экстрим.

В кромешной тьме абсолютно ничего не видно, ни скалы слева, ни обрыва справа, ни тропы! Включенные фары слепят штурмана, и он не видит положение колес, тем самым, рискуя отправить машину в пропасть. Едем с габаритными огнями. Один человек с фонариком подсвечивает колеса автомобиля, другой руки штурмана третий контролирует заднее правое колесо, которое постоянно стремится соскользнуть вниз. Так и едем, куда кривая в ночи выведет. Переживания пилота трудно описать, но во всем этом кошмаре есть и приятная сторона – во тьме не видно устрашающего обрыва справа. Работа штурмана – это отдельная тема. Кроме того, что он несет ответственность за ведомый автомобиль, ему необходимо пройти задом весь отрезок.

Выйдя на относительно ровный участок, остановились на ночлег, втиснув палатки между автомобилями.

29 июля (День 6)

У НИВЫ 2 засорился обратный клапан подачи топлива, бензонасос не мог перекачать топливо в карбюратор. Прочистили клапан, завелись и поехали дальше.

HI-LUX Surf до сих пор едет с генератором в котором вместо заднего подшипника втулка из солдатского ремня. У НИВЫ 1 склонность к закипанию, требуется постоянно следить за температурой.

За ходовой день прошли нереальные 6 км.- рельеф благоволил нам. Продираясь сквозь кусты по косогорам, мы вышли в долину р. Казнахта. Сегодня, в основном, работали бензопилой. Разбирая лесные завалы, команда стремилась к месту долгожданного отдыха. К обеду добрались до места стоянки на р. Казнахта, пообедали, отдохнули и снова принялись за работу. 15 человек взяли инструмент, запас воды и двинулись в горы расчищать перевал. Работать начали с вершины. Поднялись и оценив обстановку, принялись расчищать каменные осыпи и прокладывать вторую колею. За 4 часа ударного труда под палящим солнцем подготовили 1000 м «дороги». В лагере нас ждал сытный ужин и долгожданная баня.

30 июля (День 7)

Дневка.

Поле грибов и море рыбы! Команда наслаждается отдыхом.

Пора перегонять пять машин поддержки, оставшихся в лагере у Тюнгура, на финиш категорийного участка со стоны деревни Инегень. Иначе дежурным, сменявшим друг друга, придется делать все более длительные марш-броски. Пилоты машин, оставшихся в базовом лагере, вместо отдыха и бани отправились перегонять автомобили. С утра 12 км пешей пробежки по горам, упаковка вещей и 5 автомобилей двинулись в объезд. 450 км по горным перевалам, а впереди наш многострадальный мост. В результате опроса населения выяснилось, что администрация не спешит с ремонтом моста да вообще объявила смету в 1 млн. рублей. Но жителям Инегеня не впервой рассчитывать только на свои силы и они провели свой, своеобразный «ремонт» моста. Изначально штормовым ветром порвало один из перильных тросов, и мост повис с большим креном на бок. Жители ОСЛАБИЛИ второй перильный трос и таким образом уровняли крен. На въезде висит «кирпич» и строжайшее предупреждение администрации района о запрете проезда в связи с аварийным состоянием. Наглядно видно, как внесенные «изменения» самым пагубным образом влияют на изначально надежную конструкцию. Полуразрушенный мост скрипит у раскачивается над бурлящей Катунью. Для начала прошли мост пешком и приняли нелегкое решение ехать.

Выставили двух дежурных с фонарями по обоим берегам Катуни, чтобы в случае падения было видно куда плыть, хоть и вероятность выплыть из ледяного бушующего потока очень мала. Первым через мост едет самая тяжелая машина – TLC80. Открыта дверь водителя и окно, одеты перчатки, чтобы можно было зацепиться за трос. По одной проводим машины, подбодряя водителей добрыми словами. Ночью, по дороге вырубленной в скалах, группа добралась до места выхода основной команды с тропы и организовала там базовый лагерь. Наутро они побегут 8 км навстречу команде до р. Казнахта.

31 июля (День 8)

Штурмовая группа поднялась на Казнахтинский перевал по заранее подготовленной тропе, спуск вели по серпантину, тщательно отыскивая дорогу. Встретили велосипедистов из г. Одесса, они никак не ожидали на тропе увидеть автомобили. Спуск сложный. Разгребаем камни, на серпантине не хватает радиуса поворота - маневрируем.

Сразу за спуском большая поляна 1000 м - древнее тюркское кладбище и каменное изваяние бабы. Небольшая передышка и снова штурм. С глухими ударами кайла и скрежетом лопат прокладываем спуск с поляны. Дальше начинаются скальные прижимы и каменные осыпи. В наиболее узких местах делаем каменную кладку, расширяя тропу. В самом известном опытным путешественникам месте тропы устанавливаем памятную табличку. Теперь тропа Тюнгур - Иня называется ул. Степана Разина. Эта табличка – талисман томского экипажа. Пол часа работы отбойным молотком и на скале высечен логотип клуба Off Road Master.

За следующим поворотом знаменитый рельс, висящий над обрывом. Из всех ужасов тропы это место кажется самым непроходимым. И местные жители, и бывалые туристы уверяли нас в безнадежности нашего предприятия именно из-за этого места. На сложном повороте ширина тропы чуть больше метра, слева скала, справа 30 м. обрыв. Многие группы, доходя до этого места, убеждались в непроходимости тропы для автомобилей, но не зря мы так тщательно готовились к нашей экспедиции.

Первым делом очистили и достали рельс – это оказался швеллер, повернули его на бок и оперативно разработали конструкцию помоста. В ход пошел весь арсенал экспедиции. Перфоратором пробили шурфы, установили арматуру, приварили ее к швеллеру. Пробили еще 6 шурфов на 50 см ближе к скале, загнали в них арматуру и поперечной арматурой связали сваркой их со швеллером. Лишние концы арматуры отрезали болгаркой. На швеллер положили 40-ю доску, просверлили отверстия и привязали доску к швеллеру болтами. Из остальных досок застелили помост и скрепили его гвоздями и скобами. Помост удался на славу!

До финиша осталось 2800 м.



Страницы: (3) описание | [1] | 2

<< назад | вперед >>



Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - 2

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - 2

Автор статьи: Ю. Булгакова

Дневник путешествия

Часть 2

Друзья и машины, горы, костер

Песня мотора, ветер в упор,

Кирки звон и лома надрыв,

Это трофи - Тюнгурский Прорыв!

У читающего строки нашего дневника может сложиться ошибочное впечатление, что мы просто прокопали, построили тут дорогу. Приходилось даже слышать мнение, что «с такой экипировкой и подходом можно проложить маршрут и через Эйфелеву башню». Но уверяем Вас – это не так. Даже наоборот. Осенняя разведка сулила нам 5-6 километров непроходимых участков, на самом деле из 20 километров тропы мы «подготовили» суммарно не более 1000 метров, а остальные пройдены благодаря слаженным действиям и опыту команды.
В дневник попадают события, камни и осыпи, кирка и лопата, 50 метров в час…
В то же время километровый проход машины по неподготовленному склону со сжатыми зубами и белыми пальцами на руле остается между строк…
Также, между строк, остается и завораживающая красота горных хребтов, ущелья Катуни, Аккема и Аргута, густой аромат трав и россыпи ягод, стрекот кузнечиков и рев диких горных козлов, зной солнца и свежесть воды, ночное небо и утренний исход тумана.
Всего этого не увидишь нигде, но только здесь, лишь только надо поднять глаза от тропы…

Близость финиша придала всем сил. Легкий перекус и снова беремся за работу. Разбираем каменные осыпи и на узких участках укрепляем осыпавшуюся тропу. Выстраиваемся цепочкой и делаем каменную кладку. Вниз складываем крупные камни, сверху поменьше, пересыпаем их песком и щебнем. После первой машины кладка оседает, укрепляем ее и проводим следующую машину. Многие участки проходим без подготовки. Сказывается накопленный опыт и близость финиша. Торопимся и … ошибаемся.

Скальный подъем – каменный триал. 20 метров старой скалы с уклоном в пропасть. По-хорошему, надо было потратить целый день на обработку скалы отбойным молотком, но мы решаем проходить без подготовки. Подкладываем камни и мешки с травой. Подъем крутой и чтобы не порвать машины, используем по максимуму мускульную силу. Пятеро толкают НИВУ сзади, еще пятеро тянут вперед за веревку, остальные придерживают сбоку, страхуя от соскальзывания. Томская НИВА на «медведях» проходит скалу почти без проблем, НИВЕ Игоря Куликова на штатной резине подъем дается труднее. Со скрежетом мостов и лонжеронов вытаскиваем машину на верхнюю площадку. Следующим идет Suzuki. Казалось бы, 31 резина и автоматическая трансмиссия должны позволить пройти препятствие легче, но не тут то было, одна ошибка и машина соскальзывает с выступа и зависает над пропастью. Попытка вывести машину левее только усугубляет положение. Скрежет рамы по камню и звонкий выстрел в переднем мосту. При вывернутых колесах на скручивание разорвало корпус хвостовика переднего редуктора. Машина все больше сползала в пропасть. Пилот выкидывает страховочный пояс в проем двери, готовится к падению с 20 м высоты. Быстро прицепляем страховочный канат к впередистоящей НИВЕ и, на побелевших от напряжения пальцах, вытаскиваем машину на безопасный участок. Учитывая ошибки, проводим два оставшихся автомобиля. Surf с натужным ревом двигателя выходит наверх без потерь. Nissan сильно перегружен, часть вещей переносим на руках, но этого оказывается недостаточно. При проходе скалы вырван передний торсион. Черт побери!!! Всего за 1200 м до финиша начинаем нести тяжелые технические потери: Eskudo остался на заднем приводе и без пониженной передачи, Nissan без торсиона, но и это оказывается не все, через 100 м встала Томская НИВА – не везет ребятам со сцеплением.

Стемнело. С фонарем читаем легенду: 200 м относительно ровного участка, 300 м косогора и 2 осыпи. Все, уже виден сигнальный огонь в базовом лагере. Начинается дождь. Предложение оставить все до утра отметается, желание финишировать слишком велико. По камням на косогоре на руках проталкиваем НИВУ 2 без сцепления вверх до площадки, где можно разъехаться. Вперед выходит Suzuki, следом НИВА Куликова тащит на веревке НИВУ Томичей. Штурм продолжается. Ударная группа в свете фар расчищает тропу от больших камней. Проходим 300м косогора. Быстрей! Дождь усиливается, склон становится скользким.

Последние серьезные осыпи. В желтом свете противотуманных фар нити дождя кажутся золотыми. Замах, удар, еще удар. Кайло глухо вгрызается в грунт, шкворчат по щебню лопаты. Эгей! Ломы на передовую! Кто поздоровее – вперед! Кубометровые каменные «чемоданы» удар за ударом, по дециметру, отдают свое тело натиску лома.

Финишный камень прошли около полуночи. Усталость была настолько велика, что сил хватило только на ужин и победную бутылку шампанского. В этот вечер было трудно осознать, что ВСЕ! ПОБЕДА! Мы сделали это!!! Понимание сделанного, обсуждение, все это ждет нас завтра, а пока все упали спать.

1 августа (День 9)

Безмятежное утро. Сегодня дневка – технический день. Надо хорошо отдохнуть и подготовить машины для дальнейшего путешествия. Равномерно распределить груз, слить воду с колес, поставить двери. Томичи скинули коробку и колдуют над корзиной сцепления. Снарядили экипаж в Иню за запасными частями и хлебом, они вернулись с трофеем – Горно-алтайская газета на алтайском языке с подробным материалом о нашей экспедиции. Вот почему все местные жители хорошо знали о нашем проекте.

С утра прибыли 2 группы мотоциклистов. Первая под руководством Пантыкина из Барнаула, вторая под руководством Киселева из Новосибирска. Они надеялись встретить нас где-то посередине тропы, и были немало удивлены нашему стремительному проходу. Мы порадовали их тем, что на мотоциклах по тропе теперь можно ездить колонной по двое и, что сама тропа переименована в улицу Степана Разина.

С утра и позднего вечера на берегу Катуни работала клубная Баня. Многочисленные сплавщики с удивлением рассматривали нашу веселую и шумную группу.

Приняли решение финишировать в Новосибирске 7 августа, а пока продолжить путешествие по горному Алтаю.

2 августа (День 10)

Неспешные сборы и выдвигаемся в сторону д. Инегень. Хотим подробнее расспросить местных жителей об истории тропы и поселка. От алтайцев узнаем, что деревне Инегень уже около 850 лет и по тропе Тюнгур - Иня никогда не ездили на автомобилях, она была прорублена для прогона скота из Монголии в сторону Усть-Улагана, Усть-Кана и далее на равнинный Алтай. Дорогу рубили раскулаченные крестьяне, которые позже были расстреляны. Инженеров, руководящих строительством, тоже ждала незавидная участь – им подстроили ДТП – грузовик с людьми рухнул с обрыва в бушующую Катунь.

Сфотографировались с директором школы в которой учатся 20 деревенских ребятишек, поставили отметку в спортивной книжке и двинулись к мосту через Катунь. Действующий участок дороги от Инегени до Ини изобилует крутыми подъемами и спусками и частично прорублен в скалах над Катунью да так, что антенна рации, звеня, цепляется за выступ сверху. На одном из подъемов закипает, а потом и загорается Nissan Datsun – замыкание в проводке. Пожара удалось избежать, но центральный жгут проводов выгорел полностью. Натянули тент от палящего солнца и за 2 часа переложили всю подкапотную электропроводку автомобиля.

Переходим по одному через аварийный мост, прощаемся с тропой и движемся к пос. Акташ. Оттуда наш путь лежит через «красные ворота» к Усть-Улагану и далее через перевал Кату-Ярык в долину р. Чулышман.

Ночь застала нас на вершине перевала, на высоте 2080 м, высота ощущается в дыхании. Снежные белки видны на всех соседних горах, да и на этом перевале запросто может выпасть снег в это время года. Удивительной красоты ясное звездное небо, мириады звезд и созвездий. В эти минуты хорошо понимаешь, как велика наша вселенная.

Отметили сразу два дня рождения: Влада Кузьмина и Любови Бортной, а так же день десантника. Троекратный салют, шампанское, икра – мы отдыхаем.

3 августа (День 11)

Проснулись и пошли купаться в чудесное озеро изумрудного цвета, заключенное в кольцо стройных елей.

Проехали Усть-Улаган и к обеду вышли на один из самых живописных перевалов Алтая Кату-ярык. Перевал опасен, особенно в дождь. По крутому склону горы извилистые полки. За 3,5 км снижаем высоту более чем на 600м, спускаемся в долину р. Чулышман. Заезжаем на остров ниже по течению и устраиваем полудневку.

4 августа (День 12)

Выдвинулись в обратный путь. Поднялись на Катуярык, к обеду вышли в Акташ и дальше по Чуйскому тракту через перевалы Чикетаман и Семинский. После Семинского перевала вошли в зону ливневого дождя. У пос. Шабалино все обочины, кюветы и склоны гор усыпаны градом. Градины до 2,5см в диаметре. Наблюдаем по 2 и даже по 3 радуги одновременно. Головная машина вырывается на удивительно сухой участок и тут же попадает под шквальный залп града. Приходится скакать через кювет в укрытие под кронами берез. Благодаря радиосвязи, основной колонне удается переждать непогоду под крышей АЗС.

Томский экипаж отправляется искать утерянный сотовый телефон на место первой ночевки на реке Мунушке и уже через несколько минут от них поступает радиозапрос на электросварку. Оказалось, что ребята вырвали А-образный рычаг. В месте крепления рычага в полу за водительским сиденьем зияла дыра размером с кастрюлю. Несмотря на проливной дождь, развернули походный слесарный участок. Дрель, болгарка, сварочный аппарат – все пошло в дело. Ремонтные работы длились до полуночи.

Дождь все усиливался, начался гром и молния на весь небосвод. Настоящее испытание для туристического снаряжения.

5 августа (День 13)

Последний бросок, прошли 450 км и мы на месте финальной дневки на всем известной Фестивальной поляне за старым Искитимом.

6 августа (День 14)

Дневка перед финишем – традиция всех Сибирских марафонов. Здесь участники могут отдохнуть, привести себя в порядок и подготовиться к встрече с большим городом. Сюда приезжают друзья и родные, подкармливая уставших путников домашней выпечкой и арбузами. Рассказы у костра о пережитом стихают только под утро.

7 августа (День 15)

Финиш назначен на 12:00 на площади у Вознесенского Собора. Плотной колонной прорываемся через пробки на Бердском шоссе. Нас ожидают 4 телеканала и множество журналистов. Церемония финиша отточена до мелочей за многие годы. Построение, интервью, награждение, брызги шампанского, но погода решила разнообразить наш праздник, встретив нас проливным дождем. Но на то мы и команда, чтобы не мешкая развернуть 2 тента, под одним разместились журналисты, а под другим участники Сибирского Марафона. К моменту обливания шампанским дождь прекратился, выглянуло солнце.

Трофи окончено!

Нас ждут новые маршруты!



Страницы: (3) описание | 1 | [2]

<< назад | вперед >>



Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - Отзывы о маршруте Тюнгур-Иня

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - Отзывы о маршруте Тюнгур-Иня

1985 год. Источник

Автор: Павел Протопопов, Волгоград. Велотуризм.

Участок, Тюнгур - Иня, является одним из самых красивых и сложных. На значительной части его дорога отсутствует или находится в плохом состоянии, местность резко пересеченная, прохождение участка требует хорошей физической и технической подготовки. Включение этого участка обусловлено как сложностью, необходимой для похода 5 к.с., так и исключительно живописной природой долины Катуни в этом месте.

(0 км) За поселком идет малонаезженная, ухабистая, грунтово-каменистая дорога, мягкая после дождей.

(12) Дорога пересекает приток Катуни с чистой водой. Катуни - далеко справа внизу.

(17) Молочно-товарная ферма, за ней дорога еще ухудшается, ехать трудно. За фермой - подъем.

Крутой подъем за Тюнгуром

(21 , 800 м высота) Еще один приток Катуни пересекаем по новому, недавно построенному мосту.

(25) Кош. У него кончается дорога, далее идет конная тропа по склону ущелья Катуни высоко над рекой.

Тропа по ущелью Катуни

(27) Тропа идет по осыпи, движение с гружеными велосипедами опасно. Сняли рюкзаки. Далее осыпной склон сменяется травянистым.

Траверс склона ущелья Катуни

(29 , 850) Кош. От него начинается подъем. Тропа уходит от Катуни и поднимается на бом.

(31 , 1030) Перевал Тюнгурский (Барбыш). На спуск идет хорошая набитая тропа, местам можно ехать. Склоны поросли смешанным лесом, на полянах - высокая трава.

(38 , 820) Тропа приводит в ущелье левого притока Катуни. Здесь - удобное место для ночлега. Стали биваком.

По описанию, через реку должен быть мост, но мы обнаружили лишь его разрушенные остатки. Через реку переправились вброд.

Брод через приток Катуни

За ней тропа идет на подъем. Подъем короткий, но крутой. Тропа усыпана камнями, приходится перетаскивать велосипеды через валуны.

(39, 930) Перевал Казнахта. Спуск с него приводит на большую травянистую поляну, на которой стоит грубо высеченное из камня подобие человек4а - "каменная баба". После поляны тропа прижимается к Катуни и идет по "полкам", вырубленным в отвесных скалах.

Тропа по отвесному берегу Катуни

(49 , 780) Тропа разветвляется. Одна тропа идет, как и раньше, по берегу Катуни, вторая поднимается по очень крутому склону влево и уходит от Катуни. Разведка показала, что левая тропа выводит на плато, откуда начинаются едва заметны колеи дороги. Приняли решение идти по левой тропе и выходить на дорогу.

(50 , 930) Поднялись на плато и вышли на дорогу.

(54) Дорога сливается с идущей более наезженной дорогой. Поверхность плато покрыта пышным травяным покровом и совершенно безлесна. Хотя колеи мало наезжены, но грунт ровный, и ехать можно со скоростью 20-25 км/ч.

(56 , 885) Слева от дороги хутор Сок-Ярык - несколько домиков.

(61) Пересекаем вброд приток Катуни. За ручьем расположено небольшое селение Инегень. Есть магазин, работающий утром и вечером, днем - большой перерыв. После селения - опять брод. В 700 м от брода дорога разветвляется. Обе дороги ведут на плато, но левая - крутая, а правая - более пологая. Пошли по левой дороге. Протяженность подъема 700 м, набор высоты 140 м (20%). С края плато открывается красивый вид на долину Катуни и окружающие горы. После подъема дорога идет по плато и затем выходит на берег Катуни, где опять идет по "полкам" на обрыве. На правом берегу Катуни видны машины, идущие по Чуйскому тракту.

(70 , 740) Висячий мост через Катунь.

Мост через Катунь

От моста короткий, но крутой подъем выводит вновь на Чуйский тракт. Чуть ниже по течению - райцентр Иня.


2002 год. Источник

Автор: Милькин Павел, Санкт-Петербург. Велотуризм.

Тюнгур - р.Казнахта

... Сегодня и завтра нас ожидает самая интересная часть маршрута, ради которой, мы собственно и приехали в Тюнгур. Дорога Тюнгур - Иня является одной из самых живописных на Алтае. Правда, грунтовой дорогой этот отрезок пути обозначается лишь на устаревших картах. Действительно, когда-то дорога вдоль берега Катуни была проезжей для автомобилей, о чем напоминают километровые столбы на трассе от Усть-Кана до Тюнгура, отсчитывающие расстояние до Ини, а также встреченный нами где-то знак, утверждающий, что "автодорога Усть-Кокса - Иня обслуживается" таким-то ДРСУ. На самом деле дороги этой давно нет. В местах прижимов дорога проходила вплотную к реке по каменной полке, вырубленной в скале. Теперь во многих местах эта полка обвалилась и дорога стала непроезжая. Но кроме нижней, существует еще и верхняя, так называемая "копаная" дорога. Ее построили (слишком громкое слово в данном случае) в 1945-м году пленные немцы. Дорога представляет собой тропу, траверсирующую 30-60-градусные склоны подступающих к Катуни гор на высоте примерно 300 метров над уровнем реки. Дорогой никогда не пользовались для движения автотранспорта, так как даже сразу после постройки она была для этого слишком экстремальна. Говорят, инженер-проектировщик дороги был расстрелян за бездарное творение. Так или иначе, дорога заросла и сейчас ее трудно заметить, особенно если вы едете со стороны Тюнгура. При обратном движении, от Инегеня, на дорогу выводит хорошо набитая конная тропа, поэтому группа велотуристов МГТУ, проходя этим маршрутом в 1999 году, без труда попала на "копаную" дорогу. Нам же вряд ли бы удалось отыскать ее, не получи мы заранее подробных инструкций. Но обо всем по порядку.

Из Тюнгура в этот день мы выехали поздно, около 12-00. Пока слушали последние наставления нашего коневода, пока закупали в местных магазинах нужные нам продукты.

Первые 16км до реки Тургунда дорога накатанная, немного грязная, с лужами, но едется быстро. Справа рядом шумит-бурлит Катунь. Вокруг еловый и березовый лес, полностью заслоняющий собой горы. У нас в Лен.области похожие лесные дороги. На 8-мкм пересекли по мосту речку Деты-Кочек. Мост через Тургунду, как нас и предупреждали, смыло пару лет назад. Пришлось переходить вброд. Довольно экстремально. Ширина реки метров 40, но она распадается на несколько рукавов, самый широкий и опасный из которых около 10 метров. Аскольд переправился без особых проблем, а вот я на самом глубоком месте (по колено) не удержал байк. Течение приподняло заднее колесо со всеми рюкзаками и настойчиво попыталось утащить велосипед вниз, в Катунь. В какой-то момент мне показалось, что реке это удается. Собрав все силы и навалившись на переднее колесо, которое мне удалось заклинить под камнем, я все-таки вырвал байк у стихии и перетащил его на противоположный берег. Одна велосумка, правда, промокла насквозь, хотя они, вроде бы, должны быть непромокаемыми. Хорошо, почти все вещи были в полиэтиленовых пакетах.

После Тургунды дорога больше напоминает тропу. Много мелких и крупных камней, иногда даже приходится слезать и втаскивать байк в особенно каменистый подъемчик. Через пару километров после Тургунды идут подряд три брода через пересыхающие ручьи (есть на карте). Мы их проезжали, не останавливаясь. После третьего, наиболее полного ручья (4км от Тургунды) лес кончается совсем и дорога выходит на открытое пространство. Вот тут то и нужно не пропустить копаную дорогу. А сделать это трудно, ведь основная дорога, снова ставшая удовлетворительного качества, уверенно уводит вас вниз, к берегу Катуни. Это и есть та самая нижняя автодорога, ставшая непроезжей из-за обвалившихся полок. Но обвалы еще не скоро, и если вы выберете этот путь, то понять ошибку сможете не сразу.

Мы же, следуя указаниям Ивана, пристально вглядываемся в травянистые склоны слева от основной дороги, пытаясь найти следы этой самой копаной дороги. Если бы мы не были уверены, что она где-то здесь, мы без сомнений проехали бы мимо. Ибо дорога представляет собой едва заметную тропу с одним отличительным знаком: вдоль тропы, ее верхнего по отношению к склону края, идет полоска обнажившегося грунта. Как будто кто-то снял лопатой кусок дерна, чтобы сделать поперечный профиль тропы чуточку горизонтальнее. Это и есть остатки копаной дороги. Все еще сомневаясь, мы всматриваемся еще сильнее в склон и, наконец замечаем ниточку серпантина выше того места, где мы стоим. Значит, это она. Переключаемся на самую низшую передачу и начинаем подъем. Серпантин идет без всяких изысков: триста метров вправо, триста метров влево. Итак раз десять. Кое-где приходится слезать - слишком густая трава, мне не вытянуть. Наконец, потратив около полутора часов и накрутив на счетчике всего 4 с небольшим километра, мы выбрались на уровень основной тропы. Кое-где приходилось продираться через густые заросли акации. Набрали 300 метров высоты над уровнем Катуни и теперь едем над ней, траверсируя 30-ти градусный склон.

Красотища неописуемая. Катунь лежит перед нами как на ладони. Сверху все видится не так, как при движении в долине реки. Да и дорожка нескучная. Тем более, тропа теперь идет с небольшим уклоном вниз и все время приходится тормозить, чтобы не разгоняться выше 10-12км/ч (!). Да, да. Быстрее здесь ехать не рекомендуется. Тропка узкая, местами каменистая, с постоянными поворотами. Чуть зазеваешься, вылетишь на склон - и пиши пропало! Казалось бы, 30 градусов, какая ерунда. Но если что - все пальцы обломаешь, пока за склон уцепишься, а уж про велосипед я и не говорю. Тем более, что в некоторых местах крутизна возрастала и до 60 градусов. Тут вообще полный экстрим! Хотелось вынуть ближнюю ногу из туклипса (или контактной педали, у кого - что), взять в нее ледоруб и приготовиться зарубаться. А еще было желание проверить заточку кантов (горнолыжники поймут :-)).

Тем временем пошел дождь, который кончился только вечером. Мы же, укрывшись от ветра за большим валуном, наскоро перекусили рыбными консервами и покатили дальше. Временами травянистый склон сменялся полосой леса, и тропа мигом становилась влажной и грязной. Непрекращающееся торможение отныне сопровождалось скрипом песка в колодках. А ближе к реке Казнахта тропа уже довольно круто пошла вниз и все время через сырой лес. Задние колодки уже почти не держат, работают только передние. Руки аж сводит от торможения.

Спустившись к Казнахте, нашли известную нам по описаниям Турклуба МГТУ избу и решили остановиться в ней на ночлег, тем более, что время было 18-00, а ставить палатку в сырости не очень то и хотелось.

Изба стоит на открытом месте, метрах в 50 от рощицы и речки, так что за дровами ходить недалеко. Правда, пространство вокруг избы покрыто чуть ли не метровыми зарослями крапивы. Но что еще хуже, как выяснилось завтра утром, в крапиве этой было полно клещей. Но об этом потом. А пока мы развели костер прямо у входа в избу, под нависающей крышей и неплохо провели вечер, занимаясь сушкой одежды.

За день проехали 39км со средней скоростью 9км/ч. В пути были 6 часов, включая время на привалы и мелкие ремонты (у меня порвались еще два звена цепи).

р.Казнахта - Инегень - Иня

Спалось в избе хорошо. После завтрака во время умывания нашел на себе присосавшегося клеща. Ну наконец-то! А то уже неделю здесь, а пресловутых клещей еще не видел. Клеща благополучно вытянули, обвязав его петлей из нитки. Никакой капли масла не нужно. Одним клещом, как выяснилось позже, дело не обошлось. Уже в Новосибирске нашел в укромном месте еще одного. Так как прививку от энцефалита я вовремя не сделал, то пришлось срочно приналечь на профилактические таблетки йод антипирина. Хорошая вещь, между прочим. Если всего год-два назад при укусе клеща требовалась срочная инъекция имуноглобулина, которую делают только в районных инфекционных больницах довольно за большие деньги (у нас в СПб летом 2002 года это стоило 146 руб на каждые 10 кг веса пациента), то теперь собираясь в очаг инфекции, просто запаситесь недорогими таблетками йод антипирина и применяйте согласно инструкции. 100% гарантии, конечно, не дает, но эффективнее и безвреднее иммуноглобулина. Жаль только, что у нас в Питере таблетки эти применяются лишь первый год и ни в одном медучреждении про них толком никто ничего не знает. Собираясь в поездку, я обзвонил пару-тройку НИИ и инфекционных больниц с вопросом о мерах по профилактике энцефалита, и кроме возможности сделать заранее инъекцию дорогущего иммуноглобулина, мне ничего не посоветовали. Спасибо Аскольду, который просветил меня насчет йод антипирина, успешно применяемого в Сибири уже несколько лет. Продается в любой аптеке, стоит 50-70 рублей за 50 шт. (хватит на один курс экстренной профилактики). А вообще то, лучше заранее осенью озаботиться и сделать вакцинацию. Только прививка дает абсолютную гарантию от заболевания энцефалитом.

С утра решали вопрос с переправой через Казнахту. От идеи брода решили отказаться, так как река выглядела более глубокой и бурной, чем вчерашняя Тургунда, хотевшая отнять у меня байк. Реку перешли по трем перекинутым вблизи тропы березам, правда, велосипеды пришлось разгрузить и все вещи носить по отдельности. Тут же устроили технике помывку от вчерашней грязи и в 11-00 покатили дальше. Катить пришлось недолго, так как почти сразу же начался очень крутой подъем по тропе на холм. Пришлось идти пешком. В течение следующих полутора часов мы чередовали крутые пешие подъемы с не менее крутыми спусками по узкой и каменистой тропе. Опять изрядно досталось тормозам. Наконец, миновав поляну с каменной бабой (так здесь называют вырубленных из камня в незапамятные времена идолов - духов гор), снова выехали к Катуни и попали на нижнюю дорогу - полку, вырубленную в скале и прижатую к обрывистому берегу. Мда, за 2 часа прошли около 6км.

По нижней дороге можно вполне прилично ехать, хотя и встречаются подъемы с таким количеством камней и осыпей, что приходится преодолевать их пешком. После слияния Катуни с Аргутом спустились к реке и устроили привал с купанием и перекусом. Место для водных развлечений, конечно, не очень подходящее - слишком много камней у берега и в воде, пороги и сильное течение. Зато напротив, как раз у устья Аргута, был шикарный песчаный пляж. Как только туда попасть?!

Здесь же поменял передние колодки. Они стерлись до металла и уже успели слегка поцарапать обод. Задние пока держат, достаточно было подтянуть тросик. У Аскольда же погнулся петух крепления заднего суппорта, соответственно начались проблемы с четким переключением передач.

Вскоре дорога отошла от реки и круто пошла в гору. Поднялись метров на 200 и все пешком. Тут уже настоящая грунтовая дорога, вполне пригодная для езды на автомобиле. Перевалив через холм, с ветерком домчали до деревни Инегень, про которую нам в Тюнгуре говорили, что она неблагополучная, что могут пристать, ограбить и т.д. Ну не знаю: мы ничего неблагополучного не увидели. Хорошая деревня, крепкие дома, как и везде на Алтае, много новостроя. Никаких подозрительных бездельников на улицах, только мамаши с маленькими детьми.

После Инегеня дорога опять пошла вверх, набрав метров 200 высоты. Ехать тяжело. Осыпи, камни. Частенько приходится идти. Зато потом классный спуск по отличной твердой грунтовке на скорости под 50км/ч. Выехали к слиянию Чуи и Катуни, еще через 5км подъехали к подвесному мосту через Катунь. Тут на спуске я, наконец-то, упал. А то знаете, говорят: "Не упал - значит и не покатался" :-) К счастью, ничего страшного. Просто завалился на бок на небольшой скорости.

Переехали мост. Вот и Чуйский тракт. На компьютере 33км, которые мы одолели чуть меньше, чем за 6 часов. Чистого ходового времени было конечно меньше - 3.5 часа.


2003 год. Источник

Автор: Светлана КНЯЗЕВА, Новосибирск. Мототуризм.

... Наконец-то я испугалась по-настоящему - началась тропа Тюнгур-Иня. Раньше здесь была огороженная камнями скотогонная дорога, ее показывали даже автомобильные атласы, сейчас же это конная стежка, за ней никто не ухаживает. Женя был здесь трижды и констатировал: сильно испортилась.

В начале тропы первый большой брод. Все проехали, меня же, как деклассированный элемент, перекатили по перекинутому через реку бревну. Стали подниматься вверх. Скользко (два дня сплошняком шли дожди), а я на лысой резине. В какой-то момент я вскарабкалась на камень и орала: "Наконец-то мне страшно-о!" Напряжение возросло до тошноты: слева - стена, справа - пропасть, внизу - Катунь. Каждый неверный шаг (а кое-где тропа осыпалась) может стать последним. А ведь нам говорили, что в прошлом году здесь кто-то на мотоцикле убился... Когда становилось совсем невмочь, останавливалась, и тогда Артем клал на бок свой мотик (подставки на уклоне бесполезны) и страховал меня. Я начинала придурковато извиняться за причиненное беспокойство, он успокаивал: ему гораздо проще сейчас уложить свой мотоцикл, чем потом доставать из пропасти мой.

Вскоре я привыкла: напряжение и мозоли остались, а страха как не бывало. "Привычка свыше нам дана..." Самые страшные участки закончились, тропа ушла в лес. Но и здесь мне не случилось расслабиться: от дождя земля и камни стали скользкими, как мыло. Мотоцикл с включенной передачей и выжатым передним тормозом, собирая все окрестные камни, все равно тащило вниз.

После такого "лыжного" спуска случился второй брод, "три жердочки - березовый мосток" - по ним перекатили мотоциклы. Мы промокли от пота и дождя, а он разгулялся не на шутку. Пока сильные мира сего решали фундаментальные вопросы бытия (Быть или не быть? Пить или не пить? Где жить? Что делать? Кто виноват?), мы с Санькой насобирали грибов. Чем вызвали активное недовольство Артема: ему казалось, что если он съест хотя бы один, то непременно окочурится. Тема не умер, так как не ел. Мы тоже не умерли, хотя и ели. Но это оказалось ерундой в сравнении с грядущим вечером и грядущей ночью.

По причине непогоды решили пожить в избушке, стоящей у реки. Оказалось, дом протекает, но это обнаружилось не сразу. Сначала мы разложились по всему дому и пытались спорить, кто и где будет спать - на нарах или под ними. Но понемногу стали обнаруживаться течи, их становилось все больше. Вещи постепенно стаскивались кучами в немногие сухие места, при этом (голод - не тетка) готовили ужин и пытались сообразить, как жить дальше.

Снизошла ночь. Дождь лил не переставая, крыша текла как решето. Мы сидели дураки дураками посреди избы - здесь не капало. На рассмотрение принимались все предложения, кроме моих. Я настаивала: собраться и ехать. Ведь это новое слово в мототуризме - ночью, в дождь, на спортбайке по тропе Тюнгур - Иня! Обыватели меня не поняли, и мне пришлось варить грибы. "Для тебя, Артемушка!.." Обыватели тем временем, обывательствуя (что с них взять!), начали строить, видите ли, кровать. Они разобрали нары и путем сложных инженерных ухищрений сварганили из запчастей навес над серединой избы. Конструкцию накрыли целлофаном. Пронзительная мысль о созидательном потенциале человека как вида могла бы вогнать в ступор и краску даже строителей греческих портиков. Я бы им ужо сказала!.. Но беда вся в том, что греков рядом не оказалось, а были мои спутники, и располагались они слишком рядом. Мы ползали, как животные в тесной норке, как животные залезли в спальники в чем были, и, когда я карабкалась на горшок, это становилось известно всем - я топтала их тела…

Ночь. Странная почерневшая изба. Дождь. Грязно, тесно, не повернуться. Со всех сторон пихают чужие кости. Со мною всяко-разно случалось - засыпала в болотах, просыпалась в инее. Но так, чтобы ночью по мне бегали мыши, пищали и на меня же гадили!..

С утра погода - паинька, дождя нет. За дверью - "полочка": гладкое поле с чудным каменным идолом посередине. Позже встречные рассказали: давно здесь стоит. Остался в неприкосновенности оттого, что очень тяжел - не утащишь, а машину или трактор не подгонишь.

Тропа кончилась так же неожиданно, как началась. А туда, откуда мы выбрались, поехали велосипедисты. Если бы встретились на тропе, пришлось бы их сбросить...

В Ине местные жители пытались продать нам ранетки, выдавая их за яблоки. Будто мы приехали с далекого снежного севера и яблок отродясь не видели.

P.S. На спортбайке по конной тропе, которая квалифицирована мототуристской федерацией как маршрут высшей категории сложности, - это круто! Очень круто! Однако Светлана Князева не пионер (в смысле первопроходица) в использовании байков не по назначению. Еще в середине 90-х новосибиржец Роман Добкин проехал по той же тропе Тюнгур-Иня на… чоппере. То была Honda GL400 Wing. Заднее колесо для лучшего грунтозацепления Роман обмотал веревкой. Особенная пикантность той поездки заключалась в том, что Романа сопровождала команда триалистов из Австрии на, соответственно, триальных мотоциклах - для них, собственно, и был организован "экзотик-тур" по горам. Австрияки офигели!..

В спортивном туризме под категорезированными маршрутами понимают не протяженную езду по дорогам, а преодоление отдельных участков с препятствиями (типа описанных автором), требующих опыта вождения и подготовленный мотоцикл.Пятая - самая сложная категория маршрута, считается, что его способны преодолевать кандидаты в мастера и мастера спорта по мототуризму.


2004 год. Источник

Автор: warnak.narod.ru, Бийск. Велотуризм.

... Кусочек (Тюнгур-Иня) все проходят за два дня, мы же решили это сделать за один день, но не вышло. В общем-то, там быстро ехать и не хотелось, хотелось идти не спеша и смотреть-смотреть-смотреть ... Это самое начало доступной с дорог части Катуни, там она еще абсолютно прозрачная, хоть и зеленого, изумрудно-бирюзового цвета. И только после Тюнгура ее правые притоки приносят в Катунь мутную воду - вначале Кучерла, потом Аккем (они текут из под самой Белухи из Кучерлинского и Аккемского озер), и затем Аргут (это уже мощная река, текущая с юга, образованная слиянием Шавлы, текущей из района Актру и Джазатора, текущего с плато Укок). Вот после Аргута Катунь уже полностью мутная с тяжелым свинцовым блеском. И уже перед самым выходом на Чуйский, справа же впадает Чуя. Вот эти четыре притока - великолепное зрелище! Впрочем и сама Катунь там местами в таком каньоне шурует, что аж жуть берет. Там оказалось много нюансов с прохождением этого участка - как потом выяснилось, мы на всех развилках выбирали неоптимальный путь. Зато теперь знаем, чем же эти "неоптимальные" пути плохи, а не просто полагаемся на чьи-то россказни.

На этом участке, в ранее заброшенной избе на р.Казнахта, нынче живут пять мужиков-братьев, которые косят сено для своего скота, они продали нам половину тайменя кг на 3-4 (половина) из которой вечером сварили отменную уху. Мужики с Казнахты уверили нас, что от них до Инегени 2,5 часа пешком и вечером мы будем там, так как "на велосипеде быстрее чем пешком". Хрен-то! На велосипеде медленнее чем пешком, как вверх (очевидно), так и вниз (очень осторожно сползаешь вниз на тормозах по каменистой тропке - да еще и пешком, зная дорогу, можно идти там, где с байком вообще не пройдешь. В итоге через пару часов встретили трех инегеньских пацанов, едущих на одном коне на рыбалку, которые сказали: "ууу, туда еще км-в 20, и сегодня вы не дойдете, придется ночевать". Так и оказалось. В этот день прошли 42,5 км и стали на Катуни.

После чего наутро намотали до Инегени еще 16 км часа за 2. После села еще 12 км до моста через Катунь: половину в гору пешочком, и половинну вниз по дороге, где двум машинам не разминуться (слева скала, справа пропасть). В общем, колодки я еще не смотрел, но полагаю, что надо менять - много приходилось ехать на тормозах. Старенький подвесной мост через Катунь, подъем вверх и вот мы на Чуйском тракте. Всего от Тюнгура 70 км (42 вчера +28 сегодня). В это день мы проехали еще немножно и стали на р.Большой Ильгумень, слегка не доезжая до перевала Чике-Таман. За день 58 км.


2004 год. Источник

Автор: Шиянов Иван, Барнаул. Велотуризм.

Тюнгур - Инегень

... 16 июня 2004. В 10 выезжаем, в 11.45 уже на берегу Тургунды. Туристов - нема, только пару рыбаков стоят в устье. Простой брод через реку хочется усложнить - преодолеть на колёсах. Однако только посмешил народ: огромные булыганы устилали дно и напористое течение негодовало от такой наглости :-) Вернувшись в город, мне сообщили, что, не доезжая реки, имеются два каменных изваяния (необходимо немного подняться на террасу).

Дорога на верхнюю тропу забирается по следующему большому логу. Как только на правом берегу Катуни будет выглядывать домик в густом лесу, там начинается уже еле заметный пологий серпантин с общим набором высоты в 200 м. Физически подготовленные могут пойти напрямую. Поднявшись на тропу и прогулявшись в сторону лога, вы забредёте в непроходимую чащу малины. Осторожно - медведи! Кстати, при подъёме земляничный ковёр не топтать!

С тропы открывается величественный вид на стрелку р.Аккем и р.Катунь. Тропинка вьётся то по головокружительному склону, то забирается в непролазную чащу. Причём есть места, проезжая которые, тебя невольно тянет прижаться поближе к земле (склону), тем самым, усугубляя ситуацию. Вообще, первые километры тропы - опасны, хотя очень живописны! Приходится через каждые 100 метров останавливаться, чтобы лицезреть раскинувшуюся внизу панораму и перевести дух. Тропка очень узкая, усыпанная камнями, проложенная по крутому склону - малейшее неверное движение может дорого обойтись! Будьте крайне бдительны!

Через десяток километров тропа углубляется в берёзовый лес и начинается крутой спуск в долину реки Казнахта, убежищу наркоманов. Спуск интересен тем, что вьётся множеством тропок по лесу, очень крут и извилист и порой не хватает времени выбрать альтернативный вариант тропинки. Признаюсь, я даже 2 раза упал на виражах, но благо грунт - чернозёмистый! В 16 часов делаем чай на берегу прозрачной реки Казнахта. Порой с места нашей тусовки разлетается по соседним долинам громкий нечеловеческий рёв. Он хочет рассказать всем о том, что вода не только прозрачная, но и ледяная :)

Перебродив Казнахту, начинаем подъём; затем тут же тропа снова лихо скатывается к Катуни. Причём есть 2 пути спуска: пешком "в лоб" или по чуть заметному серпантину на велосипеде! Спустившись, попадаешь на "футбольное поле" с курганами и каменной бабой. Вскоре тропа вновь удивляет разнообразием ландшафтов: она вырублена в скалах у берега с выложенными каменными укреплениями. На противоположном берегу впадает величественный Аргут, разводя бирюзовым цветом "ледниковую воду".

Минув бомы, начинается крутой подъём и дорога к селу Инегень. Останавливаемся за селом: нас пугает дождик, который маячит где-то в районе села Иня; правда, наши опасения были напрасными, Теректинский хребет его поглотил.

По всей тропе травы душат своим неповторимым ароматом! Выложенные каменные ограждения, пёстрые вертикальные ощетинившиеся скалы, ровные огромные речные террасы, уютная долина реки Катунь - очаруют любого!

Итак, сегодня пройден II ключевой участок (знаменитый и уникальный на Алтае) - тропа Тюнгур-Иня. Общее расстояние между этими пунктами 75 км, но как таковой тропы всего 22 км.

Километраж: 62 км
Набор высоты: 1000 м
Сброс высоты: 1050 м