Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Русский Север. В Поморье по самую Пыссу, Новогодний культур-мультур трип «вперед в прошлое»
 

В продолжение серии повествований о Русском Севере.

Часть вторая. В Поморье по самую Пыссу

Не найдя точек преткновения на новогоднюю ночь в периметре Москвы, я с моим верным спутником жизни Мариной Павловной решили разнообразить географию путешествий по Подмосковью.


30.12.2017. День первый

Закончив последний рабочий день уходящего года мы загрузились в Помидора и поехали в один из старейших городов древней Руси – Нижний Новгород. Рассказывать про этот день нефиг, выехали, ехали, за полночь приехали. На улице, так обыденно для этого времени года, шел дождь. Заселились в гостиницу.

Стоит отметить, что по пути от Москвы до Нижнего Новгорода есть много чего интересного. К примеру:

Владимир.
В некоторых источниках считается, что Владимир был основан около 1108 года, по некоторым данным датой его основания считается 990 год. С середины XII века возведен в ранг столицы Владимиро-Суздальского княжества князем Владимиром Мономахом. Входит в Золотое кольцо России. В городе есть что посмотреть и есть куда сходить.








Суздаль.
Впервые Суздаль (Суждаль) появляется в летописи под 1024 годом, как название целой округи ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н.э.
Суздаль так же входит в Золотое кольцо России. Гипертуристическое место. От туристов никуда не деться. Все гостиницы обычно забиты. Все дорого. Кабаки не качественные, рассчитаны на большой поток, цены московские.










Муром.
Муром впервые упомянут в летописях под 862 годом среди городов, подвластных князю Рюрику. Очень приятный, опрятный городок.




Муромцево.
Усадьба «Муромцево» — редкая для средней полосы России по архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым. В 1918 году имение было национализировано. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум. С 1977 года главный усадебный дом и прилегающие постройки оказались бесхозными и брошенными.



Дневной пробег 451 км.


31.12.2017. День второй

Полноценно выспались и пошли гулять по городу. В этот день машину ваще не брали, ходили пешком. Само собой обошли весь центр. Основной целью был Нижегородский кремль и его окрестности. Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. Первая попытка замены деревянной крепостицы на каменный кремль относится к 1374 году. Завершено строительство, как предполагают, где-то к 1516 году. В XVI веке кремль многократно подвергался осадам и приступам, при этом ни разу не был сдан осаждающему войску.




Без танков и прочей боевой техники у нас в стране не может обойтись ни один кремль. А вдруг война?!


Нижегородский Арбат. Ул. Большая Покровская


Московская коза в обнимку с новгородской


Изрядно истоптав ноги за восьмичасовую прогулку мы вернулись в гостиницу перевести дух. Около 23:00 взяли пузырь шампанского и шыкаладку, и направились к площади Максима Горького встречать новый год. Гулянья были скромные. На улице присутствовали в основном туристы из братских республик Средней Азии.





Посмотрев праздничный салют и осушив бутыль шампанского мы вернулись в гостиницу.

Дневной пробег 0 км.

Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 

01.01.2017. День третий

С утра, пока население отходило от любимейшего праздника, мы сделали небольшой кружок по городу.

Вознесенский Печерский мужской монастырь


Катер Герой


Чкаловская лестница


Около часа дня мы взяли направление на очередную точку, столицу субъекта Российской Федерации Республики Марий Эл и город Йошкар-Олу. Честно признаться я никогда не предполагал, что в Марий Эл может быть что то интересное, кроме веселых названий, типа самой Марий Эл, Йошкар-Олы, и пр. Ну может быть еще устойчивое слово-паразит в русском языке «йошкин кот» регулярно используется мной для обозначения некоторых эмоций. Но листав интернет при подготовке маршрута, я наткнулся на ряд фотографий центра города Йошкар-Ола. Поэтому решение зацепить этот город своим маршрутом не заставило себя долго ждать. В начале седьмого вечера мы уже топтали набережную великой и могучей марийской реки Малая Кокшага, которая делит город пополам.
В общем и целом много писать не буду, смотрите фото.










После прогулки по центру города мы нашли потрясный кабак с национальной кухней, где очень качественно покушали и затарились всяким рукодельным пойлом, типа хреновух, медовух.

Ночевали в гостинице на окраине города.

Дневной пробег 388 км.


02.01.2017. День четвертый

Этот день был чисто перегонный. Цель была уехать подальше за Сыктывкар (республика Коми). Цель максимум это город Усогорск, где была последняя и единственная гостиница перед интересным участком. Цель минимум – дотянуть хотя бы до Сыктывкара.

В итоге Сыктывкар мы проскочили и почувствовав в себе силы, мы решили проехать еще чуть чуть до деревни Вогваздино. Там должна была быть придорожная гостиница. Приехав на место мы обнаружили выгоревшие руины двухэтадного деревянного здания. Это была та самая гостиница. До Усогорска оставалось всего то 200 км. Решили поехать на авось, вдруг что найдем. К удивлению, через 500 метров мы увидели новенькую базу отдыха с отличным деревянными домишками. Причина пожара в придорожной гостинице стала ясна.
Заселились, выпили хреновухи за новый год и легли спать.



Дневной пробег 775 км.

Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 

03.01.2017. День пятый

Встали рано. Мы выбивались из графика на 200 км, что в условиях местных дорог могло составлять до пяти часов ходового времени. На улице было -35, что сулило чистое небо над головой. Вспоминая поездку «В поисках деда Мороза» когда за бортом температура не опускалась ниже -20 и круглосуточно шел снег, факт такого легкого морозца нас радовал.
Подозреваю, что мой любимый навигатор повел меня как обычно по короткому пути и до Усогорска мы ехали по каким то полугрунтовкам, полузимникам. Из населенных пунктов нам встречались только исправительные заведения.
Сразу вспомнился анекдот:
- Эй, гугл, где можно хорошо посидеть с друзьями в Республике Коми?
- Найдено 12 колоний строгого режима, 28 колоний особого режима и 45 вольных поселений…


После Усогорска мы выехали на берег реки Мезень. Наш маршрут на ближайшие два дня лежал непосредственно по ее берегу.
Славянская колонизация земель по течению крупных рек в том регионе, таких как Северная Двина, Мезень, Пинега началась в XV-XVI веках. К примеру первое упоминание в летописях о Большой Пыссе датируется 1608 годом. Как в те глухие времена здесь все отстроили, так здесь всё с тех пор и осталось.
Только мы пересекли реку Мезень, так камень и бетон, как строительный материал, сразу исчезли. Вся архитектура, все дома, амбары, сараи, все сделано из качественного кругляка способного стоять столетиями. Избы по семь окон в ряд на фасаде просто завораживают. Время здесь остановилось в XIX веке. И никакие жизненные катаклизмы и политические перевороты не смогли изменить этот регион.







Малая Пысса


Переправа через Мезень


На горизонте показалась Большая Пысса


Температура за бортом приближалась к -40 градусам. Руки начали примерзать к фотоаппарату. Амбразуры из ледяной окантовки на лобовом стекле становились все меньше. Любой мужчина прекрасно знает, что при температурах близких к -40 градусам любая Большая Пысса становится Маленькой. По улицам без шапки я уже не бегал.




Начинало темнеть и нам надо было думать о ночевке. До ночевки нам оставалось 240 км.



Иллюстрация «Как не надо ездить по зимникам в новый год»


Ближе к 20:00 мы приехали в село Лешуконское, административный центр Лешуконского района. В селе есть несколько гостиниц и гостевых домов, но фактически работала одна. Дежурного администратора вызванивали по телефону, т.к. гостиница была закрыта на клюшку. Характеризовать ее можно как «Приют странствующего бомжа». Но выбирать не приходилось. В гостинице были отапливаемые туалеты и горячая вода. Взяли номер люкс. В гостинице мы конечно же были одни. На улице было -38 градусов. Т.к. село очень большое по северным меркам, около 5000 человек, я решил не обращать внимание на такую низкую температуру и заглушил Помидора. Ну по любому бы нашел у кого прикурить с утра. По сути было просто интересно заведется ли бензиновый авто в такой мороз. Для информации: в селе есть АЗС Роснефть. Это единственная АЗС на участке Усогорск-Мезень.

Дневной пробег 575 км.


04.01.2017. День шестой

Утром температура за бортом не изменилось, было так же -38. Проснувшись, первым делом пошел заводить четырехколесного друга. Помидор завелся с пол оборота. Я испытал прилив гордости за свой автомобиль. Мы позавтракали и поехали смотреть по сторонам.
Первым делом заскочили в деревню Кельчемгора. Там есть деревянная церковь сохранившаяся в очень хорошем состоянии. От самой деревни осталось не более трех жилых домов.


Поклонный крест


Мезень - это настоящая "земля крестов". Кресты Мезени бывают трёх видов: могильные (и так понятно), обетные (их человек ставил в благодарность Богу за что-то, "по обету") и поклонные (это разновидность часовен). Обетный крест могли поставить в поле, на берегу, на площади или в огороде. Могли поставить крест всем миром, а мог поставить и один человек. Поводом могли служить какой либо обет или заклинание, скажем от утопления, от болезни, от засухи и т.д. Часто обетные кресты переносились на могилу того, кто их поставил, а часто могли стать и поклонными. Поклонные кресты как правило крупнее других, и расписаны на двух сторонах. На основной (западной) надписи и рисунки были религиозной тематики, на восточной (задней) - житейской. В мезенских селениях очень мало храмов - но кресты есть везде.

Церковь Николая Чудотворца (1895 г.)






Наверное стоит упомянуть мезенские дороги. Ну что о них можно сказать. Зимой они в идеальном состоянии. Скорость передвижения ограничивается здравым смыслом и умением пилотирования по снежному покрову.


Следующая ключевая точка маршрута деревня Погорелец.


Основная достопримечательность этого места – мельницы. В селе на своих первоначальных местах сохранились две старинные ветряные мельницы-столбовки. Основой мельницы-столбовки служит столб-мертвяк, вокруг которого разворачивается весь мельничный амбар целиком. Двухэтажный амбар расположен на высоком прямоугольном, сужающемся кверху ряже. Механизм, состоящий из кулачкового вала и цевочной шестерни, ставился на первом этаже, мельничный постав – на втором. С левой стороны амбара располагалась мельничное крыльцо, за которое крепилась в подвешенном состоянии лестница. Она не касалась земли и не мешала развороту амбара. Вся конструкция корпуса мельницы безгвоздевая, в самом механизме количество металлических деталей минимально. Разворот мельничного амбара осуществлялся посредством закреплённого в задней стене амбара хвоста-воротила. Эта процедура могла осуществляться вручную усилиями 2-3 человек.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1898 г.)


Далее наш путь лежал в деревню Кимжа. Там тоже есть аналогичные мельницы. Только они не так давно отреставрированы и имеют свой первоначальный внешний вид. На сегодняшний день это самые северные сохранившиеся мельницы в мире.








Так же в деревне сохранилась Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия, дата окончания строительства 1709 год. С 2008 года ведутся реставрационные работы.




С момента ледовой переправы через реку Мезень мы вышли на асфальтированную трассу Мезень-Пинега-Архангельск. Дорога очень хорошего качества. Приехав в Пинегу уже в сумерках, мы пообедали в кафе и направились в село Карпогоры. До Карпогор можно добраться несколькими путями, от Пинеги и от поселка Белогорский. В любом случае необходимо пересекать реку Пинега. Переправу нашли не сразу, но найдя ее, увидели по средине русла знак «кирпич». Основное русло было в проталинах и свежих наледях. В этот день по переправе точно никто не ездил. На свой страх и риск пересекли русло. Далее пошел жутко раздолбанный зимник. Средняя скорость передвижения упала до 5-10 км/час. Слава богу длилась она не долго, около 35 километров. Далее пошел хорошо накатанный зимник. Этот маршрут не особо пользуется популярностью. Основная связь с внешним миром в этом районе осуществляется через поселок Белогорский.



Добрались до Карпогор в полной темноте. Нашли очень хорошую гостиницу. На улице было -42. Я решил, что если в -38 я завелся с полпинка, то в -42 тоже заведусь и заглушил Помидора.

Дневной пробег 418 км.

Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 

05.01.2017. День седьмой

Как обычно утро началось с попытки завести автомобиль. Попытка длилась часа четыре. За бортом было -45 и Помидор всячески сопротивлялся. Высадил аккумулятор в гавно. Далее начались поиски решений. Не смотря на численность населения в Карпогорах 4,5 тысячи человек, машин на дорогах практически не было. Пробежался по работающим автомагазинам, решения не нашел. В одном из магазинов продавец вызвался помочь найти автосервис. Позвонили хозяину, тот согласился решить проблему. Через некоторое время приехал хозяин сервиса с новым аккумулятором и мы кое как завели Помидора. Потеряно было три часа светового времени. По утвержденному графику передвижения, мы за этот день должны были доехать до сёл Нюхча и Занюхча. Реализация планов была под угрозой. Мы ринулись нагонять график.

Церковь Петра и Павла (новодел, 2007 г.)


Полуденное солнце. Тропа для связи с внешним миром. Вот так зимой по пробитой тропинке, а летом на лодочки местные жители ходят за хлебушком и аспиринчиком.


Артемиев-Веркольский мужской монастырь (1649 г.) близ села Веркола.




Церковь Илии Пророка (1697 г.)




Приехали в село Сура на закате.

Церковь Николая Чудотворца (1888 г.)




В сельском магазине узнали температуру, -48 градусов. До Занюхчи оставалось еще порядка 90 км, т.е. минимум 3 часа пути. Решили не выделываться на ночь глядя и поехать в Архангельск.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Сурском Иоанно-Богословском монастыре (1913 г.)


Для информации: в Суре есть АЗС.
Мы заправялись в Карпогорах. До Архангельска ехали через Белогорлский. К 20:00 мы загрузились в гостиницу и пошли ужинать в свой любимый ресторан El Fuego.
За бортом было -45. Больше я не рисковал, на ночь оставил машину заведенной на гостиничной стоянке.

Дневной пробег 467 км.


06.01.2017. День восьмой

Хорошо выспались. Позавтракали. Нам предстоял долгий путь домой.

Собор Михаила Архангела и ледоколы


Двигались по федеральной трассе М-8.
По пути заскочили в Троицкий Антониев Сийский монастырь (1520 г.). Сделали честную попытку проехать через Сирский государственный природный заказник. Но как ни странно зимой там никто не катается, дороги не чистятся. Пришлось выезжать на федералку по тому же пути.






Пока еще в ноль не стемнело заехали в село Ратонаволок посмотреть на очередные церквушки.
На переднем плане Церковь Петра и Павла (1720 г.), на заднем плане Церковь Николая Чудотворца (1691 г.)


Далее без остановок доехали до Вологды, где переночевали в гостинице.

Дневной пробег 797 км.


07.01.2017. День девятый

Без особых фантазий долетели до дома. В Москве было тепло, -28.

Дневной пробег 511 км.

Общий пробег за девять дней составил 4382 км.
Из последствий езды при экстремальных температурах, вытекший передний амортизатор Tough Dog. В целом все прошло без происшествий.



Карта маршрута ЗДЕСЬ



Фотоальбомы:
2014.03. Владимир-Муром-Суздаль
2014.11. Ярославль-Кострома
2017.01. Русский Север. В Поморье по самую Пыссу


Отчёты по поездкам на север:
Часть 1. 2015.01. Русский Север. В поисках деда Мороза
Часть 2. 2017.01. Русский Север. В Поморье по самую Пыссу
Часть 3. 2017.09. Русский Север. По местам, забытым людьми и богом
Часть 4. 2019.08. Русский Север. Беломорщина пляжная (По местам, забытым людьми и богом –2)

Изменено: PoZiTiFF - 16.05.2020 04:52:33
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)